Вахта памяти (часть вторая)
ЧИТАТЬ НАЧАЛО
Прощай, цивилизация
Добираться до расположения «Северной звезды» приходится на машине, пешком и вплавь на лодке. Участники отряда ведут поиски далеко в лесах Старорусского района Новгородской области.
В феврале 1942 года в этих местах советские войска взяли в кольцо пять пехотных немецких дивизий и моторизованную дивизию. Но немцы пробили в обороне красноармейцев коридор, получивший название «Рамушевский». Они удерживали коридор ценой больших потерь. Каждый день здесь обе воюющие стороны несли огромные потери, гибли тысячи солдат.
После очередного речного поворота наконец показывается флаг Республики Коми. Приплыли! Первым делом удивляемся – как, в такой глуши ловит связь? Ну и прекрасно! Если поисковики радуются нашему появлению, то погода встречает неласково – дождём и ветром. После установки палаток мы все садимся у костра и внимательно слушаем увлекательные рассказы опытных поисковиков.
За десять лет активной деятельности поисковики только одного отряда из Республики Коми – «Северная звезда» – подняли останки более 600 солдат и офицеров. Благодаря их работе удалось установить личности 45 пропавших без вести бойцов. Часть имён патриоты прочитали на сохранившихся в смертных медальонах записках, зачастую имена и фамилии воинов находили нацарапанными на ложках или котелках.
День третий
С утра и до вечера наша журналистская братия участвует в раскопках. Привыкший к таёжным северным лесам, чья красота полна гармонии и покоя, я прихожу в ужас от здешней картины. На каждом шагу – воронки, окопы, траншеи... Всё чаще на пути появляются раскопы и безымянные могилы, на холмиках которых лежат останки снаряжения, гильзы, гранаты, ржавые, пробитые каски. А то и просто табличка на дереве, рядом с местом, где был найден боец.
Раз – патрон, два – патрон
После обеда присоединяемся к журналисту и поисковику Ярославе Деркаевой. Она работает над своим раскопом. Постепенно в процесс втягиваются девчонки-журналистки. Я же хожу с металлоискателем из стороны в сторону. Каждый звук минника проверяю щупом, вонзая его в листву. Один за другим нахожу патроны. Как позже выяснится, немецкие. Вся поляна ими усыпана. Обидно, что не выходит попасть на кость человека, бойца. Множество раз в голове звучат слова одного из поисковиков о том, что весь день можно проходить впустую. Но оказалось, что не в этот день!
Ложки просто так не валяются
Очередной писк. Миноискатель – в сторону, в руки – щуп, которым пронизываю обозначенный сигналом пятачок. Характерный скрежет о металл. Снимаю слой мха, и рука, следуя за щупом, по локоть уходит вглубь, в болотистую почву. Не получается... На подмогу приходит поисковик Александр Лютоев, с помощью лопаты он легко извлекает источник звука – солдатскую ложку. «Невелика находка», – высказываю мысль. Но окружающие категорически не соглашаются. Оказывается, на ложке могли остаться какие-то данные о бойце. Вот как. Стоп! Погодите! А о каком бойце речь-то? Александр тем временем аккуратно расширяет яму и объясняет мне: «Ложки в лесу просто так не валяются – это один из признаков того, что где-то рядом могут лежать останки бойца».
Минутой позже из земли показывается кость. Возможно, она принадлежит тому же бойцу, чьи останки были найдены в метре от этого места, где трудятся Ярослава с компанией журналистов, а может, и нет. Раскопки в этом месте ещё продолжатся.
К сожалению, за всё это время никому так и не удалось обнаружить медальон – чёрную капсулу, в которой фронтовики на бумажном вкладыше хранили основные данные о себе. По словам поисковиков, если у солдата был медальон, он почти всегда всплывает на поверхность во время раскопок. Но некоторые медальоны оказываются пустыми – многие бойцы их специально не заполняли, суеверно считая: если написать свою фамилию, обязательно убьют.
«В прошлом году кировские поисковики подняли неподалёку бойца с медальоном. Удалось установить, что он из Казахстана. Благодаря оперативной работе сразу же были найдены родственники солдата. А уже через несколько дней они приехали из далёкого края прямо к поисковикам в лес и лично забрали останки родственника», – рассказывает Ярослава.
Воинский мемориал в деревне Мясной Бор.
Именно здесь каждый год останки всех поднятых бойцов предают земле – в братской могиле, с воинскими почестями.
Прошальные аккорды
Костёр, песни под гитару, рассказы бывалых поисковиков – так проходит вечер. Очень холодно. В голове не укладывается, как в том далёком 1942-м солдаты воевали в таких тяжёлых условиях. У них не было ни костров, чтобы согреться, ни запасов продовольствия. Атмосфера у нашего костра даёт понять значимость присутствия здесь каждого из нас. Вот он, дух патриотизма.
На следующий день автобус уносил нас вдаль от Новгородской земли в родные края. Однако память от этой поездки останется надолго, как и память о героях, отдавших жизнь за наше благополучное будущее.
Дмитрий КОЮШЕВ, фото автора.
Дима! Зачет!