Вахта памяти (часть первая)
В школьные годы у меня был приятель, который участвовал в поисковых экспедициях по местам сражений Великой Отечественной войны. После летних каникул он всегда рассказывал об очередной поездке на Вахту памяти. И я вроде понимал, что одноклассник и его друзья занимаются благородным делом: разыскивают останки павших воинов, пытаются установить их имена. Но всё же в голове никак не укладывалось – чем же поисковая работа может настолько привлекать? Спустя годы мне представилась возможность узнать это самому.
Нынешнему поисковому движению в Республике Коми в этом году исполняется 10 лет. Вот и решили поисковики на юбилейную вахту пригласить журналистов. А я, недолго думая, приглашение принял. И вскоре вместе с коллегами уже ехал в автобусе по направлению к Новгородской области. В сумке – спальник, тёплые вещи, резиновые сапоги, нож, фонарик, фотоаппарат, диктофон... В голове – страх неизвестности.
День первый
Сутки в пути – и мы на месте. Просторная поляна вблизи трассы Москва–Петербург. В нескольких километрах располагается деревня Мостки. В 1942 году здесь вела бои 59-я армия Волховского фронта. Об этом месте до сих пор ходят легенды, связанные с массовой гибелью солдат.
Часы показывают семь утра. На поляне уже в сборе все участники сыктывкарского поискового отряда «Связь времён». При виде нас – чистых, в белых куртках и модных кроссовках – ребята ухмыляются. Правда, встречают гостеприимно. Не успеваю вещи кинуть на место, как меня уже угощают гречневой кашей. Во время завтрака оглядываю территорию. Временный лагерь составляют спальные и хозяйственные палатки, отведено место под навесом для приёма пищи и отдыха. В отдалении – умывальник, туалет и душевая. Хотя нам, гостям, и можно делать всё, что хочется, но все мы прекрасно понимаем, для чего сюда приехали. Это не турпоход и не поиск острых ощущений, а серьёзная тяжёлая работа. Нам, журналистам, ещё лишь предстоит познать на себе все её тяготы.
Сразу за дело
Наш координатор, опытный поисковик Ольга Ивашина, советует отдохнуть с дороги. Но нет – мы настроены сразу же отправиться на раскопки. Переубедить журналистов не получается.
Переоблачившись в спецодежду, стройными рядами следуем в лес. Ольга рассказывает, что днём ранее девчонки обнаружили останки бойца, но подняли не всё, нужно доработать. Дойдя до раскопа, она принимается осторожно прорывать ножом глину и параллельно знакомит нас с процессом работы.
Главный инструмент поисковика – щуп – деревянная палка с металлическим стержнем для прощупывания земли на предмет нахождения останков. Беру в руки свободный щуп. Протыкая землю перед собой, сантиметр за сантиметром продвигаюсь дальше и дальше. «И так может весь день пройти», – воодушевляют поисковики. Вероятно, многим эта работа покажется нудной, но другого не дано. Хотя, не совсем. В арсенале поисковика есть ещё минник – устройство для сканирования почвы в поисках металла. Он помогает найти каски, патроны, гранаты.
Личная находка
Через пять минут моих стараний щуп обо что-то ударяется... «Корень», – уверенно говорит в мою сторону Ольга, не отрываясь от своего дела. Делаю подкоп. И вправду корень. «Камни, металл, дерево – всё это различается разными звуками. Мы узнаём, не глядя!», – объясняет Ольга. Позднее в копилку моих достижений попадают многочисленные камни. Но вот при очередном протыкании земли щупом раздаётся отчётливый звук металла, а спустя мгновение в моих руках оказывается осколок. Эмоции переполняют, мурашки по телу... Не кость, конечно, но уже хоть что-то стоящее. Увы, на этом наши работы приостанавливает начавшийся ливень. Возвращаемся в лагерь.
День второй
Небольшой завтрак, сбор необходимых вещей для работы и выдвижение к месту поиска. Сегодня идём с основной группой отряда. До нашего приезда ребята уже подняли нескольких бойцов и решили продолжить работу в том же месте. Прыгая с кочки на кочку по сваленным деревьям, перебираемся через большой ручей, продвигаясь всё дальше в глубь леса. Наконец-то показывается поляна с огромными ямами.
Неизвестный боец
Одни принимаются за работу над начатыми раскопками, другие прочёсывают территорию с щупами и минниками. Здесь мы выступаем в качестве наблюдателей. Не проходит и получаса, как раздается крик: «Кость»! Медленно, осторожно расширяется площадка раскопа, вытаскивается на траву и пропускается через пальцы каждый ком болотного грунта, дабы ничего не упустить. Яма быстро заполняется водой, которую тут же быстро-быстро вычерпывают вёдрами.
Постепенно ребята извлекают кости. А вот и нижняя часть черепа. «Значит, здесь голова бойца, там должны быть ноги, здесь – руки... – командир отряда Людмила Голеняк корректирует зону поиска. – Мы не уйдём отсюда, пока не поднимем последнюю кость, последний предмет, сохранившийся в болотной толще». Однако произойдёт это уже без нас, ибо пришёл час отъезда в другой отряд – «Северная звезда». ПРОДОЛЖЕНИЕ
Дмитрий КОЮШЕВ, фото автора.