Неизвестный рассказ Марка Твена
Семюэль Ленгхорн Клэ- менс, будущий Марк Твен, родился в 1835 году в забытой американской деревуш- ке, в семье бедняка, потому ещё в детстве он вынужден был зарабатывать хлеб своим трудом. Куда только судьба ни забрасывала будущего писателя! Клэменс участвовал в войне, был золотоискателем, а позднее, уже будучи Марком Твеном, успел побывать всем и каждым: репортёром, зарубежным корре- спондентом, фельетонистом, сатириком и даже шутом. Твен готов был разбрасывать озорные шутки и делиться улыбками с каждым. «Большая часть приключений, о которых я пишу, – говорил Твен, – взята из жизни. Многое пережито мною самим или моими друзьями. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер также…», но ведь есть и другие.
Перед вами – отрывок из малоизвестного рассказа Марка Твена «Школьная горка».
– Диктант! – скомандовал учитель, но тут его взгляд остановился на новеньком, и он отменил приказ.
– Хм… новый ученик. Кто ты? Твоё имя, мальчик? Новенький поднялся и произнёс с поклоном:
– Извините, мсье, я не понимаю. Фергюсон был приятно удивлён и ответил тоже по-французски:
– О, французский, как он ласкает слух! Впер- вые за много лет я слышу этот язык. Здесь я один говорю по-французски. Добро пожаловать, я рад возобновить свою практику. Ты говоришь по- английски?
– Не знаю ни слова, сэр.
– Постарайся научиться.
– С удовольствием, сэр
– Ты намерен посещать мою школу регулярно?
– Если позволите, сэр.
– Прекрасно. Пока занимайся только английским. Наша грамматика насчитывает около тридцати правил. Их нужно выучить назубок.
– Я уже знаю их, сэр, только не понимаю, что означают слова.
– Как ты сказал? Знаешь грамматические правила, а слов не понимаешь? Не может быть! Когда ты их выучил?
– Я слышал, как класс хором читал грамматические правила, прежде чем приступить к грамматическому разбору. Некоторое время учитель озадаченно смотрел на новичка поверх очков, потом спросил: – Если ты не знаешь английского, откуда тебе известно, что мы занимались грамматикой?
– По сходству с французским, само слово «грамматика» везде одинаковое.
– Верно. В смекалке тебе не откажешь. Ты скоро будешь знать правила наизусть.
– Я уже знаю их наизусть, сэр.
– Это невозможно! Что за ахинею ты несёшь, сам не отдаёшь себе отчёта в том, что говоришь! Мальчик почтительно поклонился и ничего не ответил. Учителю стало неловко, и он сказал примирительным тоном: – Извини, мне не следовало так с тобой разго- варивать. Не обижайся, мой мальчик. Прочти наи- зусть какое-нибудь правило грамматики, как мо- жешь, не бойся ошибиться. Новичок начал с первого правила и выполнял задание спокойно и невозмутимо; правило за пра- вилом слетало с его губ без единой ошибки, а учи- тель и школьники сидели затаив дыхание и слушали, онемев от изумления. В конце мальчик снова поклонился и стоя ждал, что скажет учитель…