Слёт почемучек
Республиканская конференция «Я – исследователь, я открываю мир!» в восьмой раз собрала «почемучек» из разных уголков нашего края. На протяжении двух дней ребята не только делились своими мыслями по тем или иным направлениям, но и получали новые знания.
Количество участников конференции растёт из года в год. На этот раз защищать свои работы и проекты приехали более 180 человек. Мероприятие проходило в Республиканском центре дополнительного образования. Мальчишки и девчонки подготовили доклады по пяти направлениям: художественно-эстетическое, техническое, культурологическое, социально-педагогическое, изобразительное и декоративно-прикладное.
Хороший улов
Примечательно, что свои работы представили дошколята. Презентации у малышей были не хуже, чем у их старших товарищей. «Я люблю ходить на рыбалку, и именно этому занятию посвятил доклад», – признаётся Андрей Забоев. Самый крупный его улов на сегодня – «во-о-от такая щука». Самый маленький исследователь – четырёхлетний Серёжа Козлов – поведал собравшимся о динозаврах. В процессе подготовки доклада мальчик даже посетил музей.
Слово патриотам
Динозавры, как всем известно, вымерли. А изображения ныне существующих животных можно встретить на гербах городов Коми. О том, что они символизируют, публика узнала из выступления Александры Дмитриенко из Сосногорска. Она не единственная, кто выбрал для исследования тему, связанную с родным краем. Так, Полина Голубева рассказала об украшениях древних коми, а Оля Соболева – о симметрии в коми орнаменте. Тему развития туризма в регионе поднял сыктывкарец Роман Лындин. Не обошли стороной и экологию республики: Владислав Шустиков исследовал снежный покров в родном селе Лозым, а Иван Захаренков оценил экологическое состояние посёлка Верхняя Максаковка по асимметрии листьев.
Участники конференции много говорили об истории населённых пунктов и национальных праздников. Олеся Политова очаровала жюри своей работой «Река Мезень в коми лирике». Оказывается, эта река упоминается в 100 стихотворениях!
Не забыли ребята своих родных и близких. Они выступали с докладами о бабушках и дедушках, знакомили с семейными традициями, увлечениями, коллекциями. Вот названия лишь нескольких проектов: «Семейная реликвия», «Мой прадед – моя гордость», «Здоровый образ жизни в моей семье», «Секреты бабушкиной прялки», «Моя родословная».
Учиться по одёжке
«Наши мамы и папы, бабушки и дедушки ходили в школу в форме. Однако в 1992 году она была отменена в России, и сейчас её можно увидеть лишь во время «последних звонков…» – затронула тему школьной формы ученица печорской школы №10 Настя Семакова. По её наблюдениям, самой популярной одеждой нынешних учащихся стали джинсы, «спортивки», свитера и футболки. При этом существует глупое мнение, что ходить всю неделю в одном и том же наряде неприлично.
«Свободная форма одежды в школе порождает социальное неравенство, дети начинают делить одноклассников на «бедных» и «богатых». Так быть не должно! Хорошим примером является одна из ухтинских школ, где неофициально ввели школьную форму. Ученики организовали там показ моделей одежды, из которых выбрали самые понравившиеся», – рассказала Настя.
Результаты анкетирования, проведённого ею в школе, показали, что большинство детей и взрослых относятся положительно к форме. «Если обязательным элементом будет галстук, тогда я – «за», «Буду носить форму, если она будет яркого цвета», – комментируют своё решение старшеклассники.
Сама Настя на протяжении четырёх лет учёбы носит классические костюмы. Говорит, что ей в них удобно и комфортно. «Модели разрабатываем вместе с мамой, а потом она шьёт. Лучше выглядеть аккуратно и стильно, нежели одеваться «во что попало». Актуальность темы доклада и интересное повествование принесли школьнице диплом II степени.
«Дело-то житейское!»
«Посмотрите на меня! До чего довели? Хоть в поликлинику сдавай, для опытов. Хожу как привидение. Дикое, симпатичное... Но моторчик уже барахлит...», – так начала свой доклад Наташа Михашина. Если бы она позже не озвучила его название, то можно было бы предположить, что девочка сошла с ума. А на самом деле она провела исследование, как выражения из отечественных мультфильмов помогают в общении.
«С их помощью легче понимать друг друга, поддержать беседу или разрядить обстановку, – рассказывает Наташа. – Однажды учитель, не выдержав плохого поведения моего одноклассника, попросил его выйти из кабинета. Не желая конфликтовать с преподавателем, ученик печально произнёс: «Вот так всегда... На самом интересном месте!» Все засмеялись. Учитель продолжил урок. Слова попугая Кеши в данной ситуации помогли мальчику сохранить хорошие отношения с учителем».
Сосногорская школьница рассказала об истории советских мультфильмов, привела ещё несколько интересных примеров использования цитат из них в жизни и огласила результаты опроса среди одноклассников. Как оказалось, любимые картины школьников – «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино» и «Ну, погоди!»
Столь увлекательный доклад жюри оценило дипломом I степени. На такой проект Наташу вдохновила её трёхлетняя сестрёнка, которая разговаривает выражениями мультяшных героев. «Мультипликационные афоризмы являются не только интересным средством общения, но и богатством русского языка. Обидно, что многие советские мультфильмы запретили показывать по телевизору», – делится впечатлениями Наташа.
Вредны ли «музыкальные уши»?
Дорога в школу, перемена, скучный урок становятся интересней, если в ушах звучит любимая музыка. Многие при этом даже не задумываются о последствиях. Анна Зарницина из Прилузского района провела любопытное исследование влияния музыки на здоровье учащихся: «Мы с помощниками измеряли, на каком расстоянии школьники слышат тиканье будильника до прослушивания музыки в наушниках и после». Аналогичный эксперимент был проделан с механическами часами. В обоих случаях абсолютно у всех испытуемых наблюдалось кратковременное снижение слуха.
Из материалов доклада следует, что постоянное воздействие звука в слуховом проходе вызывает головные боли, нервное напряжение, снижение работоспособности, повышение артериального давления, учащение пульса.
«Портативные наушники располагаются слишком близко к слуховому аппарату, что негативно сказывается на здоровье. Однако процесс ухудшения слуха идёт незаметно, безболезненно, и любители музыки не осознают, что получают вред», – говорит Аня. В её рекомендациях говорится, что слушать плеер следует не громче 60 процентов от возможного максимума и не более одного часа в день, лучше отказаться от наушников-капель и ни в коем случае не делать уроки под музыку.
Жаль, что не удалось послушать выступления всех юных исследователей. Очень уж много интересных тем выбрали ребята со своими наставниками. Достаточно перечислить некоторые из них: «Почему пружинка прыгает по ступенькам?», «Изменение моды на имена детей», «Особенности восприятия визуальной среды на примере энергии цвета», «Ультразвуковое исследование домашних животных»...
Дипломантами конференции «Я – исследователь, я открываю мир» стали 19 человек. Победители заслуженно получили награды. Но и для других участников первые шаги в науку не прошли даром. Ребята узнали много нового для себя, научились азам исследовательской работы. А победы у них ещё впереди.
Дмитрий КОЮШЕВ.