Главная Есть проблема Наиважнейшее слово. Как научиться отказывать
04.02.2015
Просмотров: 940, комментариев: 0

Наиважнейшее слово. Как научиться отказывать

Есть два наиважнейших слова, которые жизненно необходимо научиться говорить каждому человеку. Эти слова – «спасибо» и «нет». Вспомни, часто ли у тебя возникали проблемы, когда ты говорил собеседнику «нет»? Обычно больше неприятностей происходит как раз тогда, когда говоришь «да».

Ирина Лужикова, педагог-психолог Республиканского центра социальных технологий

• Успешные люди больше употребляют слово «нет», чем «да».
• Слабое «нет» очень часто и легко превращается в «да».
• Чем тяжелее сказать «нет», тем скорее ты почувствуешь себя победителем, произнеся его.
• «Нет», сказанное тихо, но твёрдо, имеет силу.
• «Нет» останавливает конфликты и сомнения.
• «Нет» – универсальное слово, которое легко понять на любом языке.
• «Нет» способно защитить от проблем.

Умение говорить «нет» – это мощный инструмент в общении. Если ты научишься отказывать, больше никогда не попадёшь в ловушку: тебя не заставят делать то, что ты совсем не хочешь делать, и ты не будешь говорить «да», когда хочешь сказать «нет». Будет больше свободного, личного времени.
Наверное, тебе знакома ситуация, когда от одной только мысли, что придётся кому-то отказать, становится не по себе. Если по каким-то причинам нужно отказать, то мы начинаем испытывать сомнения, угрызения совести, недовольство самим собой и не знаем, как сказать «нет». Однако нельзя всю жизнь отвечать «да» на любую просьбу. Отказ – это необходимая часть жизненного опыта. Грамотно отказать – это навык, которому необходимо учиться, развивать его и закреплять.
Самое трудное, это произнести ту самую отрицательную частицу «нет». Замени её другой словесной формой для отказа: «Да, мне приятно, что ты выбрал меня в качестве человека, который поможет тебе по алгебре, но сегодня я занят – тренировка, мне очень жаль». Примеры того, как можно сказать «нет», не произнося этого слова:
– Прости, но сейчас я не могу.
– Возможно, я смогу помочь в чём-нибудь другом.
– Спасибо, что спросил, но я не смогу тебе помочь в этом вопросе.
– Мне кажется, тебе лучше обратиться за помощью к кому-нибудь другому, более компетентному в этом деле.
– Возможно, потом.
Очень хороший приём – отказывая, сослаться на отрицательное отношение к вопросу кого-то из своих близких или друзей, которые являются для просящего авторитетом. «Татьяна, я бы посидела с тобой сегодня в кафе, но Сергей каждый раз волнуется и часто звонит, если я прихожу домой не вовремя».
Скажи твёрдо первое «нет» и увидишь, насколько изменится отношение к тебе окружающих. Тебя просто начнут уважать. Это не значит, что не уважали до сих пор. Тебя начнут уважать как человека, умеющего говорить «нет», а это значит, что впредь к тебе будут обращаться только по действительно важным вопросам.
Не бойся обидеть своим «нет». Если друг (родственник) просит об одолжении и не способен понять причину отказа, то это уже говорит о его истинном отношении к тебе. Если тебя о чём-то попросили и тебе сложно отказать, ты чувствуешь неуверенность, то ещё раз хорошо обо всём подумай и ответь на несколько простых вопросов:
1. Достаточно ли у меня способностей и сил для выполнения этого поручения? Если ты не уверен в том, что тебе удастся выполнить просьбу, то лучше сказать «нет».
2. Есть ли у меня время на это? И тут не имеет значения, насколько то, что тебе предложили, привлекательно, так как это требует затрат времени, и иногда очень значительных, причём твоего времени, а не того, кто обратился к тебе с просьбой.
3. Хочу ли я этим заниматься? Необходимо взвесить всё очень хорошо, так как это касается затрат только твоих времени и усилий.
4. Какие могут быть последствия? Несколько простых правил, которые необходимо знать:
• чем проще отказ, тем быстрее его примут;
• отказывай вежливым и уверенным тоном;
• не извиняйся за то, что сказал «нет»;
• в личных отношениях следует объяснить причины отказа – для взаимопонимания. Попробуй применить на практике эти советы, и окружающие заметят результат.

Ирина Лужикова,
педагог-психолог Республиканского
центра социальных технологий

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35