Агрессия ребёнка – крик о помощи…
Сигнал «sos»
Что же такое агрессия, и как справиться с агрессивным поведением детей? Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. Как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему вну- треннему миру, в котором накопилось слишком много разрушиельных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справить- ся не в силах. Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом, это нарушает их социальную адаптацию, в итоге такие дети не имеют друзей и переживают одиночество. Боль потери… Родители в замещающих семьях с проблемой агрессивного поведения детей сталкиваются чаще, так как приёмные дети до помещения в новую семью не- редко воспитывались в неблагополучных семьях, где использовались неприемлемые методы воспитания, не удовлетворя- лись потребности в любви, признании, заботе. Дети в прежней семье могли испытать на себе жестокое обращение, наблюдать ссоры и скандалы биологических родителей. В детском доме часто обижают младших детей, более слабых и беззащитных. Всё это приводит к тому, что ребёнок перенимает образец агрессивного поведения, учится выживать так, как умеет. Дети, оказавшиеся в приёмной семье, переживают травму, связанную с потерей своих биологических родителей, испытывают горе, которое они ещё не умеют пережить самостоятельно в силу возраста. Отрицательные эмоции, связанные с потерей, могут вылиться в агрессию, так как ребёнку плохо, больно, страшно, обидно, он не знает, что с этим делать, и выплёскивает отрицательные эмоции на окружающих. Попадая из детского дома в приёмную семью, ребёнок проходит адаптацию. Агрессия является необходимым этапом в процессе адаптации, происходит проверка родителей «на прочность», притирка характеров, ребёнок проверяет, будут ли его любить такого, плохого. Иногда бывает так, что ребёнок теряет родителей не один раз, приёмные родители могут не справиться с воспитанием сложного ребёнка, и он из приёмной семьи снова отправляется в детский дом. В таком случае травма потери очень сильная, дети будут дольше про- верять родителей, им труднее доверять взрослым, ведь их дважды предали близкие люди.
Дефицит внимания
Ещё одной причиной агрессии является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), часто встречающийся у приёмных детей. СДВГ – неврологическое заболевание, которое проявляется повышенной физиологической возбудимостью ребёнка, низким самоконтролем поведения, слабой способностью удерживать внимание на чём-либо одном. Из-за повышенной возбудимости и слабого самоконтроля гиперактивные дети могут нечаянно задевать других детей, не рассчитав своей силы, нанести сильный удар своему обидчику. Гиперактивным детям из-за особенностей их поведения сложно найти друзей, вслед- ствие чего они испытывают неудовлетворённость, обиду на других детей, что приводит к агрессивным действиям. Дети с СДВГ не могут усидеть на одном месте, везде лезут, не слышат просьбы взрослых, отличаются повышенной словоохотливостью, от чего взрослые быстро устают, часто одёргивают и упрекают детей. В результате такого отношения со стороны взрослых у гиперак- тивных детей снижается самооценка. Неуверенные в себе дети становятся ранимыми, уязвимыми, их легко задеть и спровоцировать на агрессию. Родные дети в замещающей семье могут не принять приёмных, не захотеть делить с ними родительскую любовь, возникает чувство ревности, конфликты, которые могут сопровождаться агрессией. Так как ребёнок не знает, как справиться с негативными эмоциями, возникающими у него в сложных ситуациях, важно найти причину его агрессивного поведения, научить его работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
Случай из практики
В Службу сопровождения замещающих семей на приём к психологу обратилась приёмная мама по поводу трудностей в поведении приёмного ребён- ка: мальчик 5 лет дерётся в детском саду, родители слышат в свой адрес постоянные жало- бы от воспитателей и родителей других детей. Мальчик ни с кем не дружит в детском саду. Дома ребёнок более спокоен, редко проявляет агрессию. На первый взгляд причина неясна. На занятиях у психолога мальчик всегда говорит, что у него всё хорошо, на вопрос психолога, почему он дерётся, отвечает «не знаю». При использовании проективных методик – песочной терапии, фигурок человечков, конструктора «Эмоции» – выяснилось, что ребёнка обижали в детском доме старшие дети, а он не мог себя защитить. По всей видимости, мальчику было неприятно вспоминать болезненную ситуацию, этот опыт травмирует детскую психику, и ребёнок старается об этом не говорить. В процессе работы с мальчиком выяснилось, что в приёмной семье есть двое старших родных детей, которые не смогли принять трудного ре- бёнка, полюбить его. Также у ребёнка проходила адаптация в семье, для которой характерны проявления агрессии. Часто родители сдаются, если ребёнок ведёт себя подобным образом, так как он не оправдывает их ожиданий, и кажется, что единственный выход– отказаться от ребёнка, вернуть его в детский дом. Но ведь когда родные дети ведут себя подобным образом, мы не бежим отказываться от них. Существуют специальные психологические методы, которые позволяют ребёнку отрегулировать отрицательные эмоции, справиться с травмирующей ситуацией. Важно научить ребёнка контролировать гнев, управлять своим эмоциональным состоянием. Обязательным этапом коррекции является развитие эмпатии, сочувствия к другому человеку. После длительной коррекционной работы поведение ребёнка улучшилось. Роди- тели отметили, что на малыша стали меньше жаловаться в детском саду, мальчик научился взаимодействовать с окружающими доброжелательно, у него появились друзья среди сверстников. Дома ребёнок стал более открытым, общительным, научился осознавать последствия своих поступковСпокойствие и личный пример Необходимо также помнить, что многое зависит и от родите- лей. Важно уделять малышу до- статочно внимания, проявлять чуткость и понимание, формируя самоуважение ребёнка, которое необходимо ему в установлении доверительных отношений с окружающими. Существует несколько правил, которые помогут взрослым уменьшить агрессивные проявления в поведении ребёнка и сохранить доброжелательные отношения с ним.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине,без свидетелей, и только затем обсуждать в групе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные послед- ствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого агрессора. 6. Сохранение положительной репутации ребёнка. Ребёнку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
7. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребёнка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуа- цию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позво- ляющее показать образец кон- структивного поведения и направ- ленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включаетследующие приёмы: – внимательное слушание ребёнка; – пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться; – внушение спокойствия невербальными средствами; – прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; – использование юмора; – признание чувств ребёнка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам. Вам помогут Если вы испытываете трудности, связанные с агрессивным поведением ваших детей, или какие-либо другие трудности – в межличностных отношениях, про- сто желаете разобраться в себе, ощущаете страх, тоску, подавлен- ность, не получается найти выход из сложившейся ситуации, вы мо- жете обратиться за помощью к психологам О
тделения помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим семьям, которое предоставляет следующие психологические услуги для населения на платной и бесплатной основе: – психологическая диагно- стика – индивидуальная коррекция – семейная коррекция.
Время работы: с 9.00 до 19.00 Адрес: ул. Катаева, 11 Запись по телефону 31-15-80.
Маргарита Чупрова, психолог Отделения помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим семьям