25.06.2011
Просмотров: 3373, комментариев: 0

Один дома

Жизнь в современном мире порой ставит перед родителями задачу оставить ребенка на время дома в одиночестве. Со скольки лет ребенок может самостоятельно находиться дома? Как ему можно помочь стать более самостоятельным?

 

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, и легче делать это с 5-6 лет (в этом возрасте дети, как правило, уже могут позаботиться о себе).

Прежде чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. Предоставьте ему максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя («мамин час»), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка.

В качестве тренировки можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая видимость своего отсутствия, вы учите ребенка рассчитывать только на себя. Благодаря таким тренировкам он быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте детям самим хозяйничать на кухне и не зовите их на все готовое. Пусть они сами попробуют налить себе сок, сделать бутерброд и открыть йогурт. Спустя некоторое время вы увидите, что ваши дети вполне ориентируются на кухне и не умрут с голоду, если взрослых дома нет. Однако, даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве ему лучше этого не делать.

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего перестаньте нервничать. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и, если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните, когда вы вернетесь («Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду»). И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложите попытку приучения к самостоятельности. Значит, он еще морально не готов остаться в одиночестве.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если чадо нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных «нельзя»:

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: «Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа». В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама действительно занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Около телефона должен быть список «дежурных» номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае необходимости можно было без проблем позвонить.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна, исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые дети самостоятельно открыть не смогут.

Нельзя играть с электробытовыми приборами.

 

Тест на самостоятельность

Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.

Не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.

Четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).

Часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в «дочки-матери», больного и врача).

Ребенок умеет пользоваться телефоном.

Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро «отходит» и прощает обиды.

Умеет адекватно оценивать свои поступки: «Я поступил плохо. Мама будет ругаться», «Я все сделал хорошо. Мама будет довольна».

У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.), и он ответственно их выполняет.

Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У «режимных» детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

 

Если на 7 пунктов вы ответите «да», значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае нужно развивать самостоятельность ребенка.

 

 

Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г.Сыктывкара.

 

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35