Главная Для твоих родителей Советы психолога Гиперактивные дети - как им помочь?
07.05.2011
Просмотров: 2501, комментариев: 0

Гиперактивные дети - как им помочь?

В последнее время все большее число родителей сталкивается с диагнозом «гиперактивность с дефицитом внимания» у своего ребенка. Каким бывает поведение у ребенка с таким диагнозом, и как вести себя родителям, рассмотрим в данной статье.

 

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. ГРДВ встречается у 4,0-9,5 процента детей, соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 5:1

Дети часто бывают активны, не могут остановится вовремя, могут ломать и терять игрушки, но это не будет означает, что у них ГРДВ, такое поведение может быть обусловлено эмоциональным состоянием ребенка, ситуацией в семье. Говоря о ГРДВ, необходимо помнить, что это стойкое поведение, которое наблюдается более 6 месяцев и которое мешает ребенку справляться с заданиями в школе или общаться с другими детьми.

Каждый из родителей может проверить свои опасения относительно гиперактивности ребенка при помощи следующего теста. Соотнесите описанные ниже характеристики с поведением вашего ребенка.

- Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

- Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

- Легко отвлекается на посторонние стимулы.

- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

- Часто встает в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

- Находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор».

- Часто бывает болтливым.

- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

 

Если вы насчитали 12 или более характеристик, и они сохраняются в поведении вашего ребенка на протяжении 6 месяцев и дольше и выражены настолько, что не соответствуют требованиям общества, в котором находится ребенок, или нормальным возрастным характеристикам, то нужно обратиться со своими опасениями к специалисту - неврологу, психотерапевту или психологу.

Родителям гиперактивных детей необходимо помнить о том, что их дети с трудом могут контролировать собственную активность, она мешает им достигать успехов в школе, и, конечно, это отражается на их самооценке. Для того, чтобы гиперактивный ребенок учился контролировать свою активность, рос уверенным в себе человеком и принимал себя таким, какой он есть, родителям можно придерживаться следующих рекомендаций:

Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Например, не запрещайте брать утюг, а переключайте внимание ребенка на другой предмет.

Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.

Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и чего нельзя.

Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

Не навязывайте жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

Вызывающее поведение вашего ребёнка - это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

Избегайте по возможности большого скопления людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.

Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.

 

Ребенку важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей - найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Однако не следует перегружать ребёнка, особенно посещением таких кружков, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этого не испытывает.

Помните, что ваш ребенок с годами будет учиться контролировать свое поведение.

 

Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г.Сыктывкара.

 

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35