Что нужно знать ребёнку о ЧС
Что нужно знать ребёнку о чрезвычайных ситуациях
Первым делом хочется отметить, что любая чрезвычайная ситуация — это всегда мощный стресс для человека. Стресс мобилизует весь организм, образуя огромное количество энергии.
И нам важно, чтобы эта энергия была направлена не на панику и слёзы, а на - собранность и желание как можно скорее выбраться из опасности.
Сложно предположить, как поведёт себя человек в экстремальных условиях. Но быть максимально готовым к ним, несомненно, нужно. В первую очередь ребёнок должен знать и чётко произносить свои имя и фамилию, адрес. Этому малыша можно научить уже с трёхлетнего возраста.
Дальше пусть малыш запомнит номер телефона мамы или папы. Также следует выучить номера телефонов экстренных служб и научить его звонить.
Пусть это будет в игровой форме. Дошкольники с удовольствием играют в ролевые игры и подражают взрослым. «Проиграв» телефонный звонок в Службу спасения, вы научите ребёнка доносить важную и чёткую информацию. Конечно, здесь важно отметить о недопустимости ложных вызовов.
Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации:
- Первым делом необходимо оценить обстановку и реальную опасность. Сохраняйте спокойствие, именно оно необходимо для успешного выхода из чрезвычайной ситуации.
2. Позвоните в Службу спасения, сообщите окружающим об опасности.
3. Попробуйте воспроизвести в памяти, где находится выход и насколько он доступен и безопасен. Если нет, пробуйте другие варианты.
4. Никогда не идите в сторону опасности
5. Если вы чувствуете удушье, видите дым, смочите что-нибудь из одежды водой или любым напитком и дышите через ткань. Это уменьшит интоксикацию. Помните, что дым поднимается вверх, поэтому его концентрация меньше на полу, там легче дышать.
6. Двигаться в толпе нужно уверенно. Руками обнять себя, выдвинув локти немного вперёд. Таким образом вы избежите травм.
7. Безусловно, подвиги вызывают уважение, но оставьте геройство спасателям. Ваша задача — думать о себе и о своих близких.
8. Оказавшись вне опасности, обратитесь к спасателям, сообщите всю известную вам информацию.
Заходя в любое помещение, посмотрите с ребёнком схемы эвакуации, научите его понимать их, покажите, как выглядят эвакуационные выходы, оцените, куда бы вы двигались в случае опасности. Расскажите о том, что недопустимо — прятаться, молчать, поддаваться панике, бежать в опасную зону. Чем больше ребёнок будет знать о способах спасения, тем более организованно он будет себя вести в случае чрезвычайной ситуации.
Наталья ГАВРИЛЯК, психолог ГБУ РК «ЦСПСиД» г. Сыктывкара
Опубликовано в журнале «Радуга» № 4 за 2018 год