23.06.2014
Просмотров: 1992, комментариев: 0

Рулет эмоций

Стокгольмские крысы; насилие в Чикаго; люди, которые принимают наркотики, чтобы выделиться из толпы в клубе; женщина, исцелившаяся от рака груди, и маленький ребёнок, которого будут снимать на протяжении 18 лет. Похоже на заголовки в жёлтой прессе, не правда ли? Но именно эти проекты на втором мультимедийном показе работ современных фотографов «Рулет» заставили зрителей задуматься над многими животрепещущими проблемами. После просмотра фильмов у каждого возникали свои ассоциации, свои мысли. Каждый пытался понять, что же именно хотел донести автор, и каждый находил ответы на свои вопросы.

Самым первым на экране на фоне зелёной аллеи появился организатор «Рулета» Сергей Карпов. Он рассказал, что в небольших городах существует пласт людей, нуждающихся в информации и ограниченных в её получении. Именно для донесения этой информации и создали «Рулет», который является оффлайновой активностью онлайнового проекта «Mediacrowd». Показ проходит уже второй раз (первый был в декабре прошлого года) и уже в пяти государствах: России, Узбекистане, Приднестровье, Беларуси и Чехии. Сейчас в нём приняли участие только зарубежные авторы. Как признался Сергей Карпов, работы не лучшие из лучших, но каждая – это мини-открытие. Фильмов было восемь, авторов девять. Но мы расскажем только о некоторых из них. О тех, которые в определённом смысле перевернули наше мироощущение и заставили взглянуть на обыденные вещи по-новому.

КРИСТИНА ВАТИЕЛЛИ
«ЛУНАПАРК»

Кристина ставила перед собой задачу показать эмоции людей, находящихся под наркотическим «кайфом» в клубах. Сыктывкарцы не пришли к общему мнению – получилось ли у автора раскрыть заявленную тему и погрузить зрителя в цветной дурман безумия.
На объёмных фотографиях, которые пульсировали и сменяли друг друга на экране под неукротимый ритм клубной музыки, было чтото завораживающее, психоделическое. Это как двадцать пятый кадр. Но, вдумавшись, понимаешь, насколько безжалостная пропаганда ведётся людьми, скрытыми в тени. Несмотря на то, что наркотики запрещены законодательно, с помощью взяток и шантажа представителей исполнительных органов власти бездушные и жадные до денег люди продают в клубах килограммы зелья, зачастую сомнительного качества. Кстати, в России в 2012 году смертность от наркотических и психотропных веществ выросла на 20 процентов по сравнению с предыдущим, 2011 годом.

Смотря работу Кристины Ватиелли на большом экране, постепенно начинаешь ощущать себя частью толпы, которая показана на большинстве фотографий. Кажется, ещё немного, и ты увидишь на мелькающих снимках себя со счастливым лицом...
Интересно, чем привлекает молодую журналистку тема наркотиков? Возможно, их жертвой стал близкий ей человек или она сама. Однажды сломавшегося человека, даже вырвавшегося из капкана поначалу призрачно нежных объятий наркотиков живым, как правило, до конца жизни преследует убедительный фантом «продавца кукол»...
Впрочем, этот проект оказал разное воздействие на зрителей. Одна девушка пожаловалась, что через несколько минут после начала фильма ей стало плохо, и она опустила голову, не в силах продолжать просмотр: «Возможно, это было потому, что кадры сменялись слишком быстро, а, может быть, и потому, что у автора получилось воздействовать на меня своей работой».
Судить работу с профессиональной точки зрения мы не берёмся, но как зрители отметим, что показать яркие краски красивой обёртки мировой индустрии у Кристины получилось. Надеемся, она сможет изменить свой город, страну, а возможно, и всю планету хоть капельку к лучшему, а люди, просмотревшие её работы, лишний раз призадумаются: стоит ли несколько часов псевдосчастья разрушенной жизни - своей и близких людей?

МАГНУС ВЕННМАН
«КРЫСИНАЯ СТОЛИЦА»

На создание «Крысиной столицы» Магнуса вдохновили два бездомных парня из Стокгольма. В этом фильме старый бомж, затягиваясь сигаретой и выпуская дым в темноту города, рассказывает о том, что некоторым людям легче понять хвостатого грызуна, нежели себе подобного. Крыс боятся. Почему? Потому что раньше они были разносчиками чумы, распространяя заразу на своих хвостах. Но если вдуматься, то крысы обедали на помойках, которые создали люди, выбрасывая мусор и вываливая нечистоты на улицы своего города. Так кто же виноват? Грызуны, которые пытались прокормиться, или же люди, которые давали им эту «еду» в несметных количествах? «Крысы прямолинейны, - говорит главный герой фильма, аккуратно поглаживая маленькое белое тельце зверька сморщенными руками. – Если они хотят есть, то идут искать еду. У человека по-другому. Если он хочет еды, то может её украсть».

На обсуждении проектов, которое состоялось после просмотра, этот фильм вызвал больше всего разногласий. «Когда я смотрела на этих крыс, я чувствовала омерзение. Мы, женщины, боимся их на уровне инстинктов», – нервно сообщила одна из зрительниц. Она была очень категорична в своих суждениях именно насчёт грызунов, но, может, стоило попытаться вникнуть в смысл фильма, а не отворачиваться, завидев на экране «разносчика чумы»? Главный герой несколько раз делает акцент на тех, кто действительно является самым опасным существом на нашей планете. Ведь ещё мультяшный пёс Скуби Ду пытался донести до нас, что все монстры создаются людьми.

КРИСТОФЕР КАПОЗЕЛЛО
«ДНЕВНИК ИСЦЕЛЕНИЯ»

Проект «Дневник исцеления» – это рассказ о женщине, которая была больна раком груди. В фильме она сама рассказывает, что чувствовала и как переживала эту тяжкую болезнь. Думаем, что все эмоции, которые мы испытали при виде снимков, и то, какие мысли посетили нас после их просмотра, можно передать, только цитируя фильм.

«Такое чувство, что в моём теле осень, а мне так хотелось весны!» - говорит героиня. «Я никогда не спрашивала у Бога «почему я?» «Никогда бы и никому не пожелала пройти через всё то, что мне пришлось пережить. Как представлю, что это могло произойти с кем-то из моих близких или с моими детьми, то на вопрос: «Почему я?» появляется ответ: «Почему бы и нет».
«Ощущение, что ты будто бы вышел из дома на пять минут, а когда вернулся, то твой дом снесло торнадо. И ты стоишь на пустыре, смотришь вокруг, и осознаёшь: даже если ты потерял дом из-за торнадо, ТЫ САМ остался жив»…
Зрители «Рулета» высказались о том, что не открыли для себя ничего нового в этом фильме. «Об этом все говорят. Автор не сумел заинтересовать. Таких больных много, и он не смог приковать внимание к этой конкретной женщине», – наперебой критиковала фильм публика. Мы же для себя ещё раз отметили, что вера, неважно в кого: в себя, в Бога, в близких, исцеляет не хуже дорогих лекарств.

ДЖОН ЛОВЕНШТЕЙН
«НЕТ НАСИЛИЮ»

Как ни странно, всем понравился эпизод о насилии в Чикаго. Да, этот бич распространён повсеместно, и мало кого можно удивить перестрелкой и жертвами огнестрельных и ножевых ранений. Но одно дело услышать об этом в новостях, где острые углы неполиткорректности сглаживаются в угоду зрителям и законам телевидения, или в фильмах, в которых мы всегда уверены в «понарошковости» увиденных злодеяний, а другое - в реальной жизни. Перед нами был независимый проект, хоть и лишённый крупных планов насилия, крови и пострадавших людей, но, тем не менее, настолько реалистично передающий атмосферу районов, где огнестрельное и холодное оружие в руках подростков и бандитов - это не сюжет боевиков и компьютерных игр, а суровая действительность.
В гетто-кварталах крупных мегаполисов США, куда даже подготовленные полицейские стараются не соваться без острой необходимости, несправедливость бытия может настигнуть вас посреди бела дня в продуктовом магазине или во время вечерней прогулки с близким вам человеком. Чёрно-белые кадры из полицейских архивов, полные боли и скорби лица людей, не потерявших жизнь, но лишившихся спокойного сна и веры в счастливое будущее. Или родных. Одна история повествует о женщине, чей сын убит в одном из злачных кварталов. Были свидетели преступления, но никто не осмелился дать показания. Часто люди не понимают, что даже если перестать думать и разговаривать об убийцах, те никуда не исчезают, а рано или поздно вновь «пойдут» искать жертву. И даже не потому, что им нужны материальные ценности. Потому что они это могут. Потому что считают – им можно.

Но в фильме рассказывается и о других людях: не бесстрашных, но дерзнувших противостоять криминалу и насилию в родных районах. Люди, такие же, как мы с вами, готовы рискнуть и дать отпор хулиганам и начинающим преступникам, когда те устраивают беспредел, чувствуя свою безнаказанность. Возможно, и нам есть над чем призадуматься. И действовать, когда на наших глазах кто-то попадает в беду, становится жертвой насилия. Для того, чтобы помочь незнакомым людям, необязательно быть супергероем или миллионером-гением. Часто достаточно не пройти мимо, опустив взгляд.
Несмотря на «затёртость» темы, фильм отлично подан с технической точки зрения. Грамотно подобранный стиль погружает нас в глобальную проблему и заставляет понять, что красивые и беззаботные люди в телепередачах, наперебой рассказывающие о жизни за рубежом, молчат о том, что и у них опасно выходить на улицу после захода солнца, а свобода ношения оружия превращается в кровавую драму сотни раз за год. Как гласит народная мудрость, даже ружьё, висящее на стене, раз в год стреляет. Что уж говорить, если оно попало в руки неуправляемых людей, считающих, что они имеют право причинять боль.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Как сложно удивить современного человека. В равной степени ему могут приесться творения профессионала или же остаться незамеченными им старания человека, который лишь недавно ступил на путь созидания и публикации своего
взгляда на мир.
Один зритель отметил: все фильмы сняты с любовью к тому месту, где живёт их автор. Потом он спросил всех нас: «Почему вы не любите свой город?» Отличный вопрос. Думаем, собравшихся в зале в день показа «Рулета» можно было разделить на две большие группы.

Тех, кто когда-то мечтал уехать из Сыктывкара в большой город, для того чтобы путешествовать за рубежом и освещать крупные события, общаясь с интересными и знаменитыми людьми, иметь множество читателей и жить в уютной квартирке в центре мегаполиса. Но они застряли в нашем непримечательном городке, отмеченном на слишком маленьком количестве карт, и пытаются высосать значимость освещаемых событий из пальца.
Были и те, кто ещё молод, полон амбиций и думает, что в нашем городе людям, мечтающим сделать карьеру, делать нечего, а потому они жаждут уехать отсюда.
Но и те, и другие любят свой родной город. Сколько счастливых моментов он им подарил! Но мы любили бы его сильнее, попивая коктейль на Лазурном побережье Франции или занимаясь шопингом в Нью-Йорке или Венеции. Честно: люди, мечтающие жить в Сыктывкаре, нам не встречались ни разу.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД

На обсуждении было много категоричных высказываний: «Мне не понравился фильм, потому что я не люблю крыс», «Каждый из нас может снять видео про свою ляльку. Я не вижу в этом ничего необычного», «Как можно крыс считать лучше людей?» и прочее в таком русле. Мало кто оценивал фильмы с профессиональной точки зрения. Никто не говорил о хорошо сделанных планах, удачно поставленном свете и крутых кадрах, хотя людей, считающих себя «акулами» пера и телекамеры, на просмотре фильмов было достаточно. Как жаль, что те, кто действительно вдумался в смысл и мог высказать объективную критику с поправкой на молодость и неопытность авторов проектов, слишком мало говорили. Ну что же, наверное, сейчас такие времена - кто громче, тот и прав.
Люди часто уверяют нас в том, что могли бы проделать работу не хуже. И пока они говорят или приходят на официальные мероприятия в нетрезвом виде, отчаянно пытаясь привлечь к своей персоне хоть крупицу внимания, кто-то совсем рядом или на другом конце Земли творит и не боится облечь свои мысли в новую форму общения, какими бы глупыми, бессмысленными и нелепыми они кому-то не казались. Когда мы начинаем бояться воплощать в жизнь проекты, которые, возможно, не получат поддержки, мы рискуем остаться в зоне комфорта уютной, но безрадостной стабильности. Вот тогда-то жизнь и не приносит нам удовольствия, а город перестаёт быть любимым.

Дарина МИНАЕВА,
Elvis Verwest,
фото авторов.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35