Золотое Кольцо – настоящая Россия
Русское Золотое Кольцо – это не только энциклопедия средневековой русской истории и архитектуры, но и символ настоящей Руси. Расположенные на живописных берегах рек, среди бескрайних равнин, где лесные чащи сменяются чудесными ландшафтами с зеркалами озёр, города кажутся частью потрясающей по глубине гармонии скрытой мощи и покоя, автотуризм пользуется здесь особой популярностью. Провинциальная жизнь, текущая здесь в своём особом ритме, лишена суетности мегаполисов и дышит природной естественностью.
Исторический центр Ярославля находится на стрелке, где встречаются набирающая здесь силу Волга и малоизвестная в других местах речка Которосль. На небольшом пространстве собрались шедевры архитектуры, представляющие достижения архитекторов разных времен и народов. Именно здесь, на территории Северо-Восточной Руси, в XI- XII вв. начинался расцвет и рост городов, когда над земляными валами деревянных крепостей начинали возвышаться сияющие золотом главы каменных соборов. Первые постройки были тяжеловесными, поскольку, помимо основной функции, они служили и для защиты населения от набегов неприятелей. Византийские и романские образцы архитектуры с могучими и приземистыми стенами, в которых были сделаны подслеповатые окна, служившие бойницами, в конце XII века начали сменяться собственными русскими лёгкими и изысканными формами, отражавшими особенность принятия христианской религии русским народом.
В первые десятилетия XIII века в городах Золотого Кольца начинает ощущаться влияние итальянской архитектуры, на основе которой формировалась Московская школа. Старые образцы сохранялись, но претерпели существенные изменения в процессе творческого переосмысления. Огромное влияние на развитие культуры каменного зодчества оказало монастырское строительство. Именно они явились центрами, где сосредотачивались лучшие мастера, здесь создавались величайшие памятники изобразительного искусства и письменности. В небольшом по площади и по численности населения Суздале было сразу несколько монастырских ансамблей. В начале XVIII века ситуация кардинально изменилась. Вернувшийся из-за границы Петр I взял за образец «партикулярное» западное строительство, и со временем в городах, близких к столицам, самобытных русских построек практически не осталось. Дома с портиками и колонами, порой напоминающие одновременно и античные храмы и средневековые дворцы, появились и в провинции.