О новом дорожном сборе
14.06.2013 было подписано постановление Правительства РФ № 504. Этим документом устанавливается порядок введения нового специального дорожного сбора, которым будут облагаться владельцы грузовых автомобилей с разрешенной массой 12 т. и более. Собранные средства, безусловно, будут направляться на восстановление наших дорог.
Объектом налогообложения становятся тяжелые грузовые автомобили, которые, по мнению экспертов федерального дорожного агентства, являются основным фактором разрушения дорог. Спорить сложно, но воспринимается с натяжкой. К основным фактором, все же, следует отнести качество наших дорог и соответствие их ГОСТам. Но это уже тема для отдельного раговора, а Постановление, во всяком случае пока, содержит в себе гораздо больше вопросов, чем ответов.
Все процедурные вопросы, связанные со сбором платежей, и обработкой информации надлежит осуществлять так называемыми региональными операторам, данные которых будут поступать в единую электронную систему. По сути это означает, что в течение года, оставшегося до вступления Постановления в силу, необходимо инвентаризовать порядка трех миллионов грузовиков и установить столько же приборов спутникового контроля. Возможно ли проделать такой объем работы за один год?
Грузоперевозки можно осуществлять только после внесения авансового платежа, исходя из предполагаемого пробега по федеральным автодорогам. Сложно судить о том, насколько обосновано это требование. Можно лишь понимать насколько сложно в нынешней рыночной ситуации рассчитать свой пробег на месяц вперед.
Пока сложно вообразить, как воздействует Постановление на рынок транспортных услуг. Однозначно лишь то, что появится новый, очень мощный драйвер роста тарифов на грузоперевозки, действие которого войдет в резонанс с повышающимися акцизами на бензин и дизельное топливо. Но это лишь одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что начнется структурное изменение автомобильного парка. Доля грузовых автомобилей, с общей разрешенной массой 12 тн и более, которая на сегодня составляет около пятидесяти процентов, будет постепенно снижаться, спрос на тяжелые грузовики упадет. Линейки средневесов у всех производителей будут пополняться более активно. Кстати, этому обстоятельству будет способствовать, еще один фактор, который нельзя назвать глобальным, но тем не менее. Это московские городские ограничения. Уже через месяц после их введения отметился рост продаж легких коммеческих грузовиков. Навряд ли это сопанегие, так как Москва является неким транспортным эпицентром.
Напомним, что вступления Постановления в силу остался год. Но думается, что сроки будут отнесены на более поздний период.