Светлана Моисеева-Архипова: @Счастлив тот учитель, который может гордиться успешностью своих учеников!"
На следующей неделе отмечают свой профессиональный праздник педагоги. В преддверии торжества мы встретились с и.о. министра образования Коми Светланой Моисеевой-Архиповой. В шесть вечера рабочий день руководителя отрасли был еще в самом разгаре, с перерывами на многочисленные звонки наша беседа все же состоялась.
- Светлана Александровна, что вы вкладываете в понятие «образование»?
- Классическое российской образование базируется на «зуновской пирамиде»: в основании – знания, над ними – умения, а на вершине навыки. Это обучение не практикообразующее, его еще называют «знаниевым». В результате наши выпускники не понимают, чем одна марка бензина отличается от другой, зато что-то «зубрили» про октановое число. Собирают электрические цепи на лабораторных занятиях, но не могут починить сломавшийся утюг. В современной школе у ребенка стали формировать еще и компетенции, то есть способности ученика, например, самостоятельно найти информацию, оформить ее, сравнить, сопоставить, сделать вывод. Накопление компетенций – непрерывный процесс длиной в жизнь, поэтому научить ребенка учиться – это стало знаменем федеральных стандартов. Лично я считаю, что образование это не только знания и компетенции. Это еще и некий уровень воспитанности и интеллигентности. Это способность, желание, решимость найти свое место в мире. Причем, престижность профессии не играет особой роли в этом случае. Если человек любит свое дело, осознает его необходимость, сумел «построить» свой «образ», вписать его в окружающий мир – и это тоже образование, образование самого себя.
- Кого тогда вы назовете образованным человеком?
- Это очень многогранное понятие. Я позволю себе назвать образованным человека, который живет в ладу с самим собой, с окружающими. Моя свекровь имела всего четыре класса образования, она не обладала научными знаниями, но очень тонко чувствовала собеседника. Для меня это тоже один из показателей образованности. Умение взаимодействовать с другими людьми, умение слышать и слушать – список можно продолжать…
- Дает ли такие результаты на выходе современная школа?
- Провокационный вопрос. Новая концепция образования это предусматривает, но тут мы сталкиваемся с кадровой проблемой. Убеждена: невозможно научить тому, чего сам не умеешь делать. Самая консервативная среда – это сообщество учителей. И в этом есть преимущество: именно консерватизм образования удерживает общество в нравственных рамках в «годы брожения» и смены идеалов в стране. Но этот же консерватизм делает очень трудным продвижение вперед. Школы продолжают учить с опорой на знания, умения и навыки. Это важно и нужно, но крайне недостаточно! Должны еще формироваться личностные качества ребенка, его компетентности, способность учиться. У многих это получается. Результаты ЕГЭ это подтверждают. Но ЕГЭ – это телега впереди лошади. Учим «зунам», а проверяем компетентности. Светлана Моисеева-Архипова: «Счастлив тот учитель, который может гордиться успешностью своих учеников».
- Светлана Александровна, а как же курсы повышения квалификации и прочие семинары для учителей?
- Невозможно поменять сознание человека за 18 часов – это обязательный минимум. Да и на курсах педагог может появляться раз в три года. Это ничто в сравнении со стремительными изменениями мира вокруг. Далеко не все способны услышанное и увиденное внедрить в практику. И все же я убеждена: у нас больше хороших, талантливых учителей. Труд учителя – это труд постоянной работы над собой, независимо от графика повышения квалификации. Очень много в современном образовании зависит от личности самого учителя, от его интереса к своему же предмету.
- По медицинской статистике, показатели здоровья школьников падают соразмерно переходу их из класса в класс. На выходе в 11 классе мы имеем всего 10 процентов абсолютно здоровых детей. Как решается эта проблема в современном образовании?
- Я бы заметила, что в последние 2-3 десятилетия дети рождаются и развиваются более слабыми. Школьные годы, согласна, не прибавляют этого здоровья. Психологические нагрузки, малоподвижность, нерегулярность питания, недосыпание и многое другое усугубляют ситуацию. Если раньше после уроков дети бежали гулять, то сейчас они все сидят у компьютеров. Что касается учебной деятельности, то есть требования санитарных норм и правил, которые должны соблюдаться и при составлении расписания уроков, и при планировании недельной нагрузки школьников, продолжительности перемен, нормировании домашнего задания и т.д. Другое дело – как эти требования соблюдаются. Здоровьесбережение – это еще и отношение учителя к детям. Никто не запрещает ведь организовать урок так, чтобы у детей, особенно маленьких, была возможность подвигаться. Статичная поза в течение 45 минут, умноженных на 5-6 ежедневных уроков, явно здоровье не укрепляет. Ни в одном законодательном акте не закреплено, что ученик должен в течение всего урока сидеть за партой
-Как вы считаете, должно ли дошкольное образование быть обязательным?
- Я придерживаюсь того мнения, что маленький ребенок должен быть как можно дольше с мамой. Федеральный стандарт дошкольного образования не предполагает ведь степень обученности, он определяет перечень условий для развития ребенка. Согласитесь, что дома можно создать более благоприятные условия. Именно от близкого человека маленький человечек должен получить основные знания об окружающем мире и желание знакомиться с ним. В первые годы жизни ребенок запоминает модели поведения и впитывает ценности того человека, кто его воспитывает. Это очень важно. Другое дело, что далеко не у всех молодых родителей есть финансовая возможность находиться дома со своим малышом, хотя бы до трех лет.
- Сейчас в Сыктывкаре работает много частных центров, которые предлагают развивающие занятия для малышей. Поддерживаются ли эти инициативы со стороны образовательного ведомства?
- Да, мы приветствуем открытие и развитие частных детских садов. Поддержка может быть разной: от консультаций до финансовых вложений. Но чтобы получить бюджетные деньги частные детские сады должны не только осуществлять присмотр и уход за детьми, но и реализовывать образовательные программы. А этот вид деятельности, как известно, подлежит лицензированию. К сожалению, эту процедуру пройти им сложно. Необходимо соблюсти все лицензионные требования: разработать образовательные программы, выполнить требования санитарных и пожарных норм. Поэтому в настоящее время шире распространяется практика открытия развивающих центров, куда родители на занятия приходят вместе с малышами.
- А есть ли у нас в республике частные школы?
- Всего одна. Начальная школа «Росток» в Ухте. На мой взгляд, главная изюминка частного образования в его камерности и семейности. Я когда-то сама болела идей негосударственной школы, хотелось уйти от потока, от массовости, чтобы как можно больше внимания уделить каждому конкретному ученику. Приветствую такие инициативы, хотя это очень хлопотное дело.
- Что бы вы хотели сказать своим коллегам накануне профессионального праздника?
- Учителям очень важно, когда их ценят. Хочется поблагодарить всех учителей за мужество и терпение, которое они проявляют, оставаясь в профессии. Случайные люди в школе надолго не задерживаются. Творчества, профессионального и личностного роста. А еще – ученических успехов. Желаю своим коллегам познать радость встречи со взрослыми состоявшимися выпускниками. Счастлив тот учитель, который может гордиться успешностью своих учеников. Светлана Моисеева-Архипова: «Счастлив тот учитель, который может гордиться успешностью своих учеников».
Анна Бобрецова www.pro8212.ru