Главная Лента новостей Скромный гений. Часть 2-ая
24.02.2015
Просмотров: 1989, комментариев: 0

Скромный гений. Часть 2-ая

13 февраля (по старому стилю 1-го) – 158 лет со дня рождения Семёна Налимова

Михаил Герцман, композитор

Я уже рассказывал вам о замечательном музыканте Василии Васильевиче Андрееве, мечтавшем возродить русскую балалайку. С Налимовым его познакомил в 1890 году другой балалаечник, Николай Петрович Фомин. В этот день первые две балалайки работы Налимова не понравились Андрееву: их звук был тусклым. Андреев показал Налимову чертёж более крупной балалайки и предложил мастеру сделать новый инструмент. В тот момент Андреев ещё был совсем не уверен, что молчун по имени Семён вообще умеет читать чертежи.
Через одиннадцать дней, когда Андреев с Фоминым вернулись, Налимов протянул музыкантам новую балалайку. Андреев сразу заметил, что Налимов отклонился от чертежа, но взяв инструмент в руки, почувствовал – это то, что он искал много лет. По крайней мере, по форме. Он немного помедлил, прежде чем взять первый звук. А когда заиграл, понял: в его руках настоящее чудо. «Продай мне инструмент!» – тут же закричал Фомин. «Он ваш, – улыбнулся Налимов. – Дарю».
Андреев предложил Налимову возглавить мастерскую по изготовлению балалаек. Так началась история знаменитого андреевского оркестра. Налимов создал и первые домры: это он придумал их выпуклый грушевидный корпус, удлинённый к грифу. Ему принадлежит и конструкция звончатых гуслей.
В 1900 году налимовская балалайка получила золотую медаль на парижской выставке. Её вручили Василию Андрееву как человеку, выставившему этот инструмент. Но великий музыкант всегда подчёркивал, что эта медаль принадлежит Семёну Ивановичу Налимову. Василий Васильевич Андреев со своим оркестром объездил всю Европу и Америку, а Налимов дальше села Марьина Тверской области, где была его мастерская в имении Андреева, так никогда и не выбрался. Не захотел. Не любил он шума большого города, заграница его не влекла: он любил тишину и свою работу. Настоящий Творец, далёкий от суеты. Он изготовил более 300 инструментов.
Жалко, что у него с Варварой Леонтьевной так и не было детей. Быть может, тайны своего мастерства он передал бы им. Сотни мастеров пытались и пытаются сделать инструменты, подобные налимовским, и ничего не получается. До сих пор! Ни по красоте, ни по звуку. Даже тайну лака, которым он покрывал инструменты, не могут открыть. И мечтой любого балалаечника по-прежнему остаётся играть «на Налимове».
Говорят, что его лучшей работой стала балалайка №102, сделанная специально для Василия Андреева (она хранится в музее). Обидно, что в Республике Коми, на родине мастера, нет ни одного налимовского инструмента.
Между прочим (это не все знают), игру Василия Андреева на налимовской балалайке слышал в 1892 году сам Пётр Ильич Чайковский (это было за год до его смерти). «Что за прелесть эта балалайка! – воскликнул он. – Какой необычный, трепетный звук!» Согласитесь, как было бы здорово, если бы великий композитор успел написать что-нибудь и для балалайки.
Семён Иванович Налимов умер в 1916 году в Петрограде, Василий Васильевич Андреев – в 1918-м. Что там говорить – благодаря этим людям балалайку узнал весь мир, она стала музыкальным символом России. В мире не так уж много великих выходцев из наших краёв. Давайте же навсегда запомним имя непревзойдённого мастера русских народных инструментов Семёна Ивановича Налимова.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35