Главная Лента новостей «…все работы хороши, выбирай на вкус!»
13.02.2014
Просмотров: 2401, комментариев: 0

«…все работы хороши, выбирай на вкус!»

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая».
Лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Как помочь подростку выбрать будущую профессию? Каких ошибок следует избегать? На чём должен быть основан выбор? Об этом пойдёт речь сегодня.
 
Направление, которое занимается помощью в выборе профессии, называется профориентация. Сложность профориентации в подростковом возрасте заключается в том, что предпочтения ребёнка ещё не установились и опыт различных видов деятельности у него относительно небольшой. Поэтому велик риск того, что ожидаемая радость от выбранной работы окажется иллюзией.
Выход из этого один – проводить основательную психодиагностику. Это значит – изучить способности ребёнка, его представления и
выбрать подходящую для него сферу деятельности (именно сферу, а не профессию). Только после этого можно определяться с профессией. Типичные ошибки,
Виктория Кирьянова, психолог ГБУ РК "Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара" ОЭППН
которые совершает подросток (и порою его родители) при выборе профессии:
 
1. Выбор образовательного учреждения в своём городе и поближе к дому. 
2. Выбор профессии за компанию с другом.
3. Выбор высокооплачиваемой профессии без учёта способностей и желаний ребёнка.
 
Для тех, кто задумался над вопросами профориентации, рекомендуется Электронный музей профессий profvibor.ru. Это информационный ресурс, который ориентирован на помощь подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций. Он содержит профессиограммы, статьи, радиопередачи и другие материалы для помощи в выборе профессии и поиске своего места в жизни.
Выбирая профессию, следует учитывать три фактора: «хочу»,
«могу», «надо».
«ХОЧУ» – это желание самого подростка, то, чем бы он хотел заниматься (работать с людьми, техникой, животными и т. д.)
«МОГУ» – это способности ребёнка (или отметки по профильным предметам).
«НАДО» – это спрос на выбранную профессию на рынке труда.
 
Сочетая три этих фактора, подросток получает идеальную для себя профессию.
Бывает, что способности у ребёнка есть, однако отметки по профильным предметам им не соответствуют. Не всегда человек использует все свои возможности, не всегда работает в полную силу. В таком случае можно пройти психологическое исследование интеллекта и способностей.
Для того, чтобы представить всё разнообразие профессий и знать, какими склонностями и способностями характеризуется подросток и о какой профессиональной направленности это может свидетельствовать, приведём классификацию доктора психологических
наук Евгения Климова.
 
Технономические профессии («Человек – Техника»)
 
Объединяют в себе виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
3. с ремонтом техники (механик, электромонтёр...).
 
Склонности и предпочтения Выраженные способности
  • Исследовать, наблюдать.
  • Создавать и испытывать новые образцы
  • Планировать, конструрировать, проектировать, разрабатывать.
  • Придумывать новые спопсобы деятельности.
  • Самостоятельно организовывать свою работу и работу других.
  • Принимать нестандартные решения
  • Технический склад ума
  • Пространственное воображение
  • Склонность к практическому труду
  • Эмоциональная устоичивость.
 
 
Биономические профессии («Человек – Природа»)
 
В основе лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, геолог...);
2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
 
Склонности и предпочтения Выраженные способности
  • Ухаживать и наблюдать за животными.
  • Разводить растения или животных.
  • Заготавливать продукты.
  • Бороться с болезнями, вредителями.
  • Выращивать овощи фрукты.
  • Ориентироваться в природных явлениях.
  • Наблюдать, изучать различные природные явления
  • Наблюдательность.
  • Склонность к сисематизации.
  • Устоичивость внимания.
  • Потребность в двигательной активности.
 
 
Сигнономичегкие профессии («Человек – Знаковая система»)
 
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Связаны:
1. с текстами (корректор, переводчик...); 
2. с цифрами, формулами и таблицами (оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
3. с чертежами, картами;
4. со схемами (штурман, чертёжник, картограф...);
5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
 
Склонности и предпочтения Выраженные способности
  • Обрабатывать тексты и таблицы.
  • Производить расчеты и вычисления.
  • Перерабатывать информацию.
  • Работать с чертежами, картами и схемами.
  • Принимать и передавать сигналы и сообщения.
  • Хорошо считать в уме.
  • Оперировать знаками и символами.
  • Искать и исправлять ошибки.
  • Спосрбность к матиматике.
  • Развитое абстрактное мышление.
  • Высокая устойчивость внимания.
  • Склонность к общению.
  • Аккуратность и усидчивость.
 
 
Артономические профессии («Человек – Художественный образ»)
 
Традиционно труд представителей таких профессий, а также область их деятельности называют искусством.
Связаны:
1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...);
2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актёр...).
 
Склонности и предпочтения Выраженные способности
  • Заниматься художественным оформлением.
  • Заниматься художественным творчеством.
  • Сочинять.
  • Выступать на сцене.
  • Изготавливать красивые вещи.
  • Петь, играть на музыкальных инструментах.
  • Яркое воображение.
  • Образное мышление.
  • Склонность к творчеству.
  • Гибкость чувств.
  • Специальные спопсобности.
  • Развитость функциональных способностей.
 
 
Социономические профессии («Человек – Человек»)
 
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
2. с обучением и воспитанием (воспитатель, тренер, учитель...);
3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...);
4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...).
 
Склонности и предпочтения Выраженные способности
  • Обслуживание людей.
  • Обучение.
  • Воспитание.
  • Защита прав и безопасности.
  • Управление людьми.
  • Легкости знакомства и общения.
  • Умение внимательно выслушивать людей.
  • Умения хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • Развитые коммуникативные способности.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Быстрая переключаемость внимания.
  • Организаторские способности.
 
 
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Комуто нравится работать с техникой, и это ему легко даётся. А кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конёк – общение. Приведённые таблицы помогут подростку и его родителям определить точнее склонности и способности и тем самым вернее определиться с профессией.
Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35