Главная КультУра! Золотоискатель
09.09.2014
Просмотров: 2346, комментариев: 0

Золотоискатель

Встречаются же такие «говорящие» имена! Вот назвали мальчика, скажем, Прометеем. Красивое имя! Но не только красивое. Наше воображение сразу рисует и первого обладателя этого имени – смельчака, дерзнувшего похитить у богов огонь, чтобы отдать его людям.

 

Михаил Герцман, композитор

Получается, что младенец ещё ничего такого не совершил, а его уже назвали Прометеем. Значит, обладателю такого имени волей-неволей приходится всю жизнь оправдывать славное имя. Да ещё и не забывать, что олимпийские боги подвергли отважного похитителя ужасному наказанию. Прометея приковали к одинокой скале, а свирепый орёл регулярно прилетал клевать его печень. Просто жуть! И это продолжалось годы и годы! Впрочем, со временем храбрый Геракл прекратил этот беспредел: убил орла и разорвал цепи, сковывавшие Прометея. Увы, запоздалый «хэппи энд»! Человечество навсегда запомнило и подвиг Прометея, и расплату за него. Поэтому и стало время от времени давать такое имя младенцам.
Лично я был знаком с человеком по имени Прометей. Он тоже совершил подвиг, в чём-то похожий на подвиг своего тезки из древнегреческого мифа. В том смысле, что он тоже подарил людям некое благо. Причём подвиг свой он совершал на протяжении всей жизни! А это, между прочим, ещё труднее, чем вспышка сиюминутного героизма.
Другое дело, что никто моего знакомого к скале не приковывал. Даже наоборот – он имел множество наград и умер своей смертью там, где и родился, – в посёлке Нювчим Сыктывдинского района нашей республики.
Речь идёт о нашем замечательном коми учёном и композиторе Прометее Чисталёве (и фамилия у него тоже «говорящая»).

Зов судьбы

Я знаю тысячу историй о том, как становятся музыкантами. Но эта история не похожа ни на одну из них!
Вот смотрите. Учась в школе, маленький Прометей проявлял явные способности к точным наукам, а совсем не к музыке. Поэтому никто не удивился, что он стал преподавателем математики в селе Визинга. Или что он поступил на физико-математический факультет нашего пединститута.
Но тут – Великая Отечественная война, которая прерывает его учёбу. И студент-математик становится артиллеристом. После войны он заканчивает пединститут и получает должность преподавателя физики и математики – где бы вы думали? В Сыктывкарском музыкальном училище!
Но это ещё не переворот в судьбе. Это, так сказать, просто разворот в нужную сторону. Как бы намёк на будущее.
Кто знает, может, так бы и учил он всю жизнь будущих музыкантов премудростям физики и математики, но произошло в его учительской карьере ещё одно событие. Бывшего фронтовика через какое-то время назначают ещё и директором училища.
А директор, надо вам сказать, – это и приём юных музыкантов в училище, и добывание музыкальных инструментов, и ответственность за качество подготовки будущих профессионалов, и многое другое. Будучи человеком необыкновенно тщательным (а математика приучила его к точности), он начал вникать во всё. И быстро понял, что ему, увы, не достаёт знаний, чтобы руководить музыкантами…
Уйти? Отступить? Сдаться? Однако после серьёзных раздумий бывший артиллерист решается на необыкновенный «обходной» манёвр, ещё не зная, что сам попадёт в ловушку. Никогда не догадаетесь, что он задумал! Он – директор училища! – поступает на 1 курс этого училища, в класс баяна. К юноше, только-только окончившему это училище. То есть к своему подчинённому. И этим подчинённым (и в то же время наставником) Прометея Чисталёва оказывается не кто-нибудь, а будущий композитор, классик коми музыки Яков Сергеевич Перепелица (они потом подружились на всю жизнь). Вот это – Поступок! А ситуация для учащихся? Как бы вы себя чувствовали, если б вашим одноклассником оказался директор школы? Да ещё и такой директор, чьи знания весьма уступают вашим? Непросто… А каково было Чисталёву?
Но неслучайно же он был Прометеем! Я считаю, что именно с того момента, когда директор музыкального училища Чисталёв, преподававший там математику, превратился ещё и в студента-первокурсника этого же училища, и начался его подвиг.

Подвиг

Музыка захватила его. Покорила. Она заставила его пересмотреть первые тридцать пять лет жизни. И навсегда похитила его душу. Он решается покинуть ясный мир формул, логики и неопровержимых доказательств. Чтобы остаться там, где вместо логики – тревоги и сомненья, вместо формул – взлёты и паденья, а вместо неопровержимых доказательств – надежда…
Нет, он не стал великим баянистом-виртуозом. Он посвятил всю свою жизнь фольклору. Он не просто день за днём, год за годом собирал по всей республике коми народные песни. Он их изучал, систематизировал, искал закономерности, сравнивал и делал выводы (вот где пригодилась математика!).
Он стал прекрасным учёным, получил степень кандидата искусствоведения, опубликовал десятки научных статей о коми фольклоре.
Он записал сотни народных песен и вместе с другим великим учёным, Анатолием Константиновичем Микушевым, опубликовал целый трёхтомник этих песен, собранный буквально по крупицам.
А знаете, каким образом добывалась каждая из этих 320 золотых «крупиц»?
Вот учёные входят в деревенскую избу. Во-первых, не так-то просто уговорить хозяйку спеть для учёных. Народные песни обычно поют для души, а не напоказ. Во-вторых, совсем не обязательно, что любая бабушка (а знатоки песен чаще всего бабушки) ещё и умеет петь песни. Любить – одно, а уметь – другое. В-третьих, бабушка может наотрез отказаться петь одна – песни-то обычно многоголосные, – а будет она петь только с Василисой из другой деревни, которая находится километров за сто отсюда. В-четвёртых, вполне может оказаться, что песню, которую, наконец, запели исполнительницы, учёные уже тридцать раз записа-
ли в других деревнях. Ну и так далее.
Всё это громадный кропотливый труд. Но и записать песню на магнитофон – это лишь начало работы. Дальше следует процесс расшифровки. То есть, возвратившись домой, учёный должен превратить звучащий голос в нотные знаки (только в этом случае песня становится достоянием науки). И прежде, чем это случится, ему приходится десятки, а иногда и сотни раз прослушать эту песню. Эта работа может занять и три часа, и три дня, и неделю. А таких песен – многие сотни! Ничего себе работёнка?
Но это – вокальная музыка. А инструментальная? Многое из того, что мы знаем сегодня о коми народных инструментах, стало известно благодаря колоссальному любопытству Чисталёва к этой стороне народной музыки! Причём, когда я говорю «мы», я имею в виду даже не нас, живущих в Республике Коми, а всю мировую науку о фольклоре (Чисталёв был всемирно известным учёным).
Представляете, он открыл 15 музыкальных инструментов, о которых до него никто не слыхивал. Настоящий Прометей!

Пусть всегда будет музыка

Столько лет жить в мире народной музыки и не сочинять самому? Да так не бывает! И, конечно, его авторская музыка очень близка к народной. Это песни и романсы, пьесы для балалайки и домры, духовых инструментов и народного оркестра.
Вслушайтесь в сами названия его песен: «Мой край суров», «Северное сияние», «Заря над Вычегдой», «Земля белоснежных просторов» – да это же портрет нашей республики! А что за чудо его песня «Снегирь»!
Или названия его музыкальных спектаклей: «Цветы в снегах», «Деревенька моя», «Пусть всегда будет музыка» - здесь слышится столько любви и доброты! И, конечно, чистоты… Да, он был Прометеем, но и Чи-ста-лёвым. Ведь народная песня – это звучащая душа народа. И он прожил жизнь, чтобы весь мир узнал, насколько эта душа чиста и красива.
Знаете, как звали его друзья? Очень забавно – Протя…

От редакции

В Национальной библиотеке Коми в 2013 году окончен цикл работ по сохранению музыкально- фольклорного наследия П. Чисталёва. Приобретено более 100 аудиобобин магнитных записей учёного. На них сохранены фольклорные произведения, собранные Чисталёвым во время музы- коведческих экспедиций по республике, рассказы местных исследователей о жанрах народного искусства, лекции о коми композиторах. Эти записи оцифровали, произвели реставрацию звука, обработали и систематизировали. Теперь каждый желающий имеет доступ к этому уникальному собранию и может прослушать материалы прямо в библиотеке.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35