20.09.2014
Просмотров: 619, комментариев: 0

Семь Я

Во времена наших предков не было большего счастья, чем иметь несколько здоровых, крепких и трудолюбивых детей. Сегодня выражение «семеро по лавкам» означает много проблем. Но наши бабушки и дедушки с этим бы не согласились: в старину иметь семь детей было нормой.

Рождённые в бане

Невысокая и внешне хрупкая коми женщина всегда отличалась сильным характером. Муж уходил на промысел, а на её плечи ложилась забота о доме и детях.
К материнству готовились основательно. Будущую мать оберегали от дурного глаза: чтобы не привлекать внимания, она редко показывалась на людях и не носила праздничной одежды. Идеальным местом для родов была баня. Семь дней мама и малыш могли провести в ней: по древним поверьям, баня защищает ребёнка и мать. А в это время отец готовил люльку. Когда же малыш вырастал из неё, на колыбельке вырезали крест и убирали подальше. Доставали её, если она понадобится по другому поводу. Считалось, что люлька с крестом приносит удачу женщине, которая не может иметь детей.

Под сарафанным пологом

Когда окрепших малыша и маму переносили в дом, наступало время крещения младенца. У православных имя новорождённому давал священник, у старообрядцев, которых на Коми земле было немало, крестил наставник. Получив христианское имя, ребёнок обретал ангела-хранителя.
Новорождённого старательно берегли от постороннего глаза и злых духов. Колыбельку прикрывали пологом, сшитым из юбки или сарафана, который женщина носила во время беременности. Никогда не оставляли ребёнка одного в бане, дабы самый страшный Банный дух (Пывсян айка) не смог подменить его.
Если ребёнок начинал хворать, за исцелением шли к «тодысь» (знахарям) или «обетным» крестам, поставленным у святых источников. За выздоровление ребёнка женщина давала обет помогать убогим, работать в церкви и жить, как Бог велит.

Не кнутом, а… прялкой

Появлению на свет мальчика радовались больше, чем рождению девочки. Спрашивали: «Кто родился: уносящая копейку или приносящий в дом?» Ведь в будущем мальчик приведёт в семью хозяйку с приданым, к тому же при рождении мальчика его родителям даровался земельный участок.
Детей в коми семье воспитывали в строгости и любви к Богу. Строгость оправдывалась суровыми условиями жизни, но это не мешало родителям любить своих детей. Из-за занятости пап и мам нянчили малышей бабушки и прабабушки. От них - добрые поучительные сказки, знание родословной и трудовые навыки. Материнская любовь передавалась через колыбельные песни. Их женщина напевала за работой: были даже такие приспособления для прялок, которые одновременно покачивали люльку.
Деревянные лошадки и миниатюрные прялки, вырезанные отцовскими руками, с детства приучали к крестьянскому труду. В пять лет мальчики вместе с отцом учились ставить силки, а девочек с четырёх лет учили рукоделию. Ругать детей было не принято – коми верили, что грубым словом можно накликать беду. За шалость или провинность наказывали скучной унылой работой.

Старших надо уважать

Коми изба умещала в своих стенах несколько поколений, но раздора и ссор в доме избегали. Формула мира и лада - почтение к родителям. К ним обращались только на «вы», без согласия старших не принималось ни одно важное решение. За стол первым всегда садился самый старший мужчина в семье. Уважение нужно было заслужить: родственники, пришедшие в дом недавно, первое время не имели права сидеть вместе со всеми, – ели у печи. И лишь со временем пересаживались за общий стол.
Сегодня эти традиции кажутся необъяснимыми запретами, предрассудками. Но иначе в те далёкие времена было сложно сохранить любовь и понимание. Тяжёлым трудом мужчина кормил семью, женщина с раннего утра до поздней ночи работала по дому, растила детей: именно так и строилось настоящее семейное счастье наших предков.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35