Главная КультУра! Музыка по любви и по расчёту
16.09.2014
Просмотров: 636, комментариев: 0

Музыка по любви и по расчёту

Знаете, как сочиняют музыку? Вы удивитесь, но её делают так же, как, скажем,… табуретку. То есть из различных «деталей». Из отдельных нот, составляющих интонации, мотивы, фразы, предложения, периоды и т.д. Даже в пределах всего одной октавы возможны миллиарды вариантов!

 

Михаил Герцман, композитор

Добавьте к этому миллиарду необходимость организовать все эти звуки ритмически (без ритма музыки не бывает). Потом нужно придумать гармонию, и не просто придумать, но ещё и превратить её в аккомпанемент. А всё получившееся необходимо уложить в музыкальную форму. Вот тогда, если вы грамотно распорядитесь всеми «деталями», может возникнуть мелодия.
Словом, вы поняли: чтобы получилось то невесомое, волшебное, трепетное, что мы называем музыкой, необходим расчёт. В этом смысле музыка делается по расчёту.
Однако создание музыки – не только процесс «конструирования», «составления», «сборки» (это было бы слишком просто). Умение составлять музыку из «деталей» является только техникой сочинения. Чувство! Вот что главное в музыке. Чтобы уметь его выразить, необходима техника. Но и она не пригодится, если нет таланта. Обычного композиторского таланта. Кстати, знаете, как переводится слово «композитор»? Я очень расстроился, когда узнал. Увы, именно «составитель»! Так что величайшие музыкальные шедевры являются плодами не только вдохновения, но и точного расчёта.
Причём благородного расчёта. Потому что есть и другой. Больше всего он заметен в шоу-бизнесе. Ведь из всех музыкальных форм самой лёгкой для освоения является форма песни. Запев плюс припев, вот и всё. Только постарайтесь припев сделать «хитовым», а аранжировку – модной.
Рынок здесь огромный! Большинство песен и пишется как раз по расчёту. Расчёт делается на быстрый успех, быструю популярность и быстрые деньги. А когда песня так же быстро забывается, вместо неё мгновенно приходят сто других. Примерно таких же. Поэтому песни сегодня не пишет только ленивый!
Мне, в общем-то, нравятся модные песенки. Я считаю, что они украшают жизнь. Как, например, бабочки-однодневки. Или цветы, которые через пару дней приходится выбрасывать. Или, например, симпатичные обои. Я где-то читал, что неудачно подобранные обои могут довести до нервного срыва.
Правда, я едва ли пойду на стадион, чтобы издали смотреть на поп-исполнителей, сто раз виденных мной в клипе. И слушать ту же самую «фанеру». Наверное, я не очень любопытный. И потом меня раздражает, когда расчёт на быстрый успех виден невооружённым глазом. И слышен невооружённым слухом.
Вся великая, вся вечная музыка написана от любви. Необязательно взаимной. Может, даже неразделённая любовь творцов дала миру больше прекрасной музыки, чем счастливая. Кто считал? «Лунная соната» Бетховена проникнута таким сильным чувством, таким щемящим ощущением зыбкости любви и таким необъятным смирением, что и сегодня, через двести лет, мы не можем вдоволь наслушаться этой музыкой. Но при этом Бетховен очень точно рассчитал и форму, и тональный план, и интонационный строй, и ритмику. Эта музыка написана по любви или по расчёту?
Здесь есть над чем призадуматься. Поп-музыка чем-то похожа на конфетки, расчётливо (а порой и умело) обёрнутые в красивую упаковку. А великая музыка вроде «Лунной сонаты» учит нас переживать подлинно высокие чувства. Во всяком случае, гениальные творцы в глубине души надеялись на это. И не просто надеялись, они на это очень рассчитывали.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35