Главная Есть проблема (Не)классная классная
22.01.2014
Просмотров: 1291, комментариев: 0

(Не)классная классная

Снова школа, снова извечные проблемы с учителями. Несомненно, о большинстве наших школьных педагогов мы сохраним тёплые воспоминания. Но у каждого есть и нелюбимый преподаватель! Многие сталкивались с безразличием педагогов, их невниманием к нашим проблемам. Кто-то в таких случаях молча терпит с мыслью: «Ну ничего, ещё пара годков осталось!» А кто-то начинает конфликтовать и доказывать свою правоту. Вот несколько наглядных примеров.

Ольга, 9-й класс:

– Нашей учительнице по физкультуре уже за 50 лет. Она постоянно к нам придирается, кричит на нас, на некоторых даже матерится. Особая нелюбовь у неё к девчонкам. Например, она может в коридоре поймать ярко накрашенную (по её мнению) девочку и стереть ей макияж.

В середине прошлого учебного года у меня тоже начались проблемы с этой учительницей. На физкультуру я надевала леггинсы. Ей это почему-то не понравилось, она схватила меня за руку и сказала, чтобы я тут свои «куриные ноги не обтягивала». Меня это шокировало! Я сорвалась и накричала на неё, за что попала «на ковёр» к директору. Меня заставили попросить у неё прощения, родители лишили меня карманных денег, а все учителя смотрели на меня с презрением. Зато ребята, наоборот, стали уважать. Пару раз даже подходили старшеклассники, спрашивали об этом конфликте.

Всё прошлое лето думала, как дальше буду учиться в этой школе. Ребята уговорили остаться, мол, за каникулы всё уляжется. И действительно, за первый месяц ни одной «тройки», даже по «физре»!

Комментарий психолога:

– Ольга, я рада, что ты серьёзно обдумала решение за лето и получила результат (ни одной «тройки» за месяц). Я так понимаю, что в течение месяца не было конфликта с учительницей по физкультуре, иначе ты бы об этом написала.

Подумай, пожалуйста, как ты себя ведёшь в течение этого месяца, и чем отличается это поведение от прошлого? Ведь в конфликте обычно нет одного правого и одного неправого, оба учувствуют в ссоре. Ты сама говоришь, что ты «сорвалась», то есть потеряла над собой контроль и говорила учителю что-то такое, за что попала «на ковёр» к директору. Тогда чем ты отличаешься от учительницы, которая допускает оскорбления?

Давай посмотрим на конфликт как на урок: чему научила тебя эта ситуация? Что ты выбираешь – хамить в ответ или отвечать достойно? Я думаю, вопрос риторический. А потому нужно развивать контроль над эмоциями. Прежде чем что-либо говорить – обдумать это, досчитать с 10 до 1, вспомнить любимую песню, мысленно её пропеть, а потом уже реагировать. Это поможет в любых взаимоотношениях.

И ещё, оглядись, пожалуйста, по сторонам. Есть ли такие девочки в классе, на которых учительница не реагирует подобным образом? Присмотрись, как они себя ведут, как разговаривают, как отвечают. «Авторитет» среди сверстников лучше зарабатывать не скандальной славой, не так ли?

Владимир, 10-й класс:

– В прошлом году я поругался со своей учительницей математики. Причиной конфликта стала подготовка к ГИА. Учительница предложила нам посещать её платные курсы. Как это всегда бывает, они были добровольно-обязательными. Меня возмутило, что преподаватель так сильно настаивает, я отказался. Я был уверен: чтобы сдать ГИА, достаточно школьных уроков, не доплачивая 1500 рублей в месяц.

На месяц я вообще забыл об этих курсах, но потом заглянул в журнал... Учительница поставила мне несколько «двоек» за те дни, в которые меня вообще не было в школе! Причём в дневник она их не ставила, хотя должна была. Я подумал, что легче будет решить вопрос мирно, путём переговоров. Не получилось. Тогда я написал заявление на имя директора. И это помогло! Через неделю мои «двойки» испарились, а математичка не разговаривала со мной до конца года! Кстати, ГИА я сдал на «четвёрку».

Комментарий психолога:

– Владимир, я рада твоему достижению. Рада, что ты отстоял своё мнение, достойно вышел из ситуации и получил хороший результат. Конечно, если речь идет о выманивании денег кем-бы то ни было (учителями или сверстниками) нужно обращаться за помощью к взрослым (родителям или, как в данном случае, к руководству школы). Эта ситуация может послужить примером для остальных ребят: обращаться за помощью, заниматься самостоятельно, бороться.

Екатерина, 7-й класс:

– Мне нравился мой одноклассник. Он сидел со мной через проход, мы дружили, поэтому частенько перекидывались записками. Мне показалось, что я ему тоже нравлюсь. Я решила признаться в своих чувствах, весь урок составляла записку, 10 раз переписала, 100 раз поправила... И вот наконец решилась! Кинула записку. Но рядом оказалась учительница географии.

– Что опять за переписки? Сколько раз я уже говорила об этом?

Она взяла записку с парты, увидела на внешней стороне «от Кати», а потом прочитала ВСЛУХ на весь класс: «Дима, ты мне очень нравишься! А я тебе? Пойдём сегодня после школы гулять?» Все мои одноклассники стали смеяться, Дима покраснел, я заплакала, а учительница продолжила урок. После школы Дима быстро убежал домой, не дождавшись меня. С тех пор мы с ним не общаемся, а географию я ненавижу.

Комментарий психолога:

– Екатерина, мне очень жаль, что так вышло. Давай подумаем, почему так получилось. У наших учителей (не без оснований) бытует мнение, что любые записки на уроке нужно пресекать и обнаруживать. Это необходимая мера, чтобы постоянные «перекидывания» не мешали занятиям.

Знала ли учительница о том, что написано? Наверное, нет. Ты пишешь-она говорила, что на уроке перекидываться записками запрещено. Может быть, она предупреждала и о том, что будет зачитывать корреспонденцию вслух? Если это так, то это вопрос нарушения правил и последующего наказания. Может быть, излишне жёсткого наказания.

Второе: что она прочитала? Что тебе нравится Дима, что ты хочешь с ним прогуляться. Ведь ты этого хочешь и он тебе нравится? А если бы вас с Димой увидели одноклассники, было бы также стыдно? Тогда зачем затевать отношения?

Третье: это уже произошло. Да это больно и неприятно. Но хочешь ли, ты чтобы эта ситуация испортила тебе дальнейшую жизнь? Тогда берём ситуацию в свои руки. С учительницей можно поговорить, сказать, что тебе было неловко и неприятно, но ты понимаешь, что доля твоей ответственности тут тоже есть. Ас Димой можно попытаться наладить контакт, только уже не на уроке и не через переписку.

Юрий, 8-й класс:

– С этого учебного года в нашей школе ввели школьную форму. В конце мая нам говорили, что будет только офисно-деловой стиль, никакой единой формы не введут. Запрещается разве что волосы в зелёный цвет красить и бровь прокалывать. Ухо проколоть мне мама разрешила. К школе мы с ней купили мне пару рубашек, пиджак, серый свитер и темно-синие джинсы. 1 сентября я пришёл в школу в пиджаке, а 2 сентября, понятное дело, в свитере.

Наша классная уже давно перешла черту пенсионного возраста, поэтому неудивительно, что ей не понравилась моя серьга в ухе. Но вы бы видели её лицо, когда она поняла, что к проколу можно прибавить еще свитер и джинсы! Она начала буквально рвать и метать! Кричала, что вызовет родителей, что у нас нормальная школа и что нормальные мальчики серьги не носят.

На следующий день мама каким-то чудесным образом утихомирила её, учительница больше ко мне не пристаёт. Но на семейном совете мы решили, что серьгу лучше снять. Жаль, ведь я планировал растягивать себе тоннель!

Комментарий психолога:

– Юра, я поздравляю тебя с твоей мамой! Она «каким-то чудесным образом» уладила конфликт, учительница не пристаёт и всё чинно и благородно. Ты этому можешь у мамы учиться, её способность решать конфликты пригодится тебе в жизни. У меня к тебе один вопрос: что ты сам предпринял для того, чтобы конфликт решился? Проанализируй своё поведение: что ты сделал, что нет и что мог бы сделать ещё. Обсуди с мамой, пусть она подскажет. Развивай самостоятельные возможности по управлению конфликтами!

А что ты думаешь об этом?

Есть своя история? Расскажи в комментариях!

 

В конфликтах разбирались
корреспондент Алина ДАВЛЕТОВА и
психолог Виктория КИРЬЯНОВА.
Иллюстрации взяты из открытых источников.
 
 
Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35