13.06.2013
Просмотров: 1336, комментариев: 0

Зависть

Зависть

Речь пойдет о зависти - о чувстве, которое в разные периоды жизни может возникать у каждого человека. Зачем нужна зависть, что она значит, и как с ней справляться, постараемся найти ответы на эти вопросы.

Консультацию даёт Виктория Кирьянова, психолог  ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» ОЭППН 

Необходимо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни.


Например, когда человек не удовлетворен своим положением, не реализовал свои возможности, и успехи другого человека вызвали у него кратковременную зависть. В этом случае зависть по своему внутреннему переживанию будет близка злости, которая является энергетически сильным чувством и побуждает к действиям. Правда, не все могут направить злость в конструктивное русло. От злобных действий по отношению к другому человеку сдерживают тактичность, воспитанность, ответственность, чувство меры. Подобные переживания могут возникать у большого количества человек.


А вот если зависть присуща человеку постоянно, – такой человек характеризуется завистливостью, злобностью по отношению к другим людям, имеющим то, что он не имеет. Завистливость как личностная особенность может встречаться относительно реже.

Завистник не способен любить и ценить самого себя. Столкнувшись с недоброжелательностью в детстве или в юности, он автоматически проникается неприязнью ко всему, что радует других людей. Завистник – человек несчастный, достойный сожаления, страдающий от сомнений, навязчивых мыслей, от отсутствия здорового чувства собственного достоинства. Когда индивид не испытывает чувства собственного достоинства, окружающие предстают перед ним в необыкновенно привлекательном свете. Тогда оживленная болтовня посторонних людей напоминает о собственной «интеллектуальной бесцветности». Подобные обесценивающие чувства столь невыносимы, что внезапная вспышка раздражения или самобичевание кажутся человеку меньшим злом.

Зависть к братьям и сестрам — явление широко распространенное. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим трепетом. Кто из родителей не знает случаев, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет. Ребенок размышляет приблизительно следующим образом: если у меня такой игрушки нет, то не бывать ей и у другого. Наблюдая за детьми, можно без особого труда заметить связь между их поведением и завистью, тщательно скрываемую взрослыми. Зависть имеет вредные последствия для развития ребенка. В связи с тем, что объект зависти подвергается воображаемому уничижению и уничтожению, он перестает приносить пользу ребенку, которого мучают стыд и раскаяние за гипотетический проступок. Ребенка пугает перспектива наказания, ввергает в отчаяние сознание того, что он покушается на то, в чём более всего нуждается. Во многих неудачах и промахах повинна зависть.

Индивиду нелегко смириться с мыслью о том, что у другого человека есть то, чего не хватает ему. Если индивид будет свысока посматривать на собственность человека, которому он завидует, то, очевидно, его чувство собственного достоинства возродится, однако вместе с тем он потеряет последнюю надежду на помощь. Не следует также забывать о социальной ипостаси зависти. Зависть произрастает ещё и на почве реальной социальной несправедливости. Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной буржуазной семьи, посещающих гимназию? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Можно попытаться превратить зависть в здоровую конкуренцию. Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть. Так, женщина, завидующая превосходству мужчин и их лидирующему положению в обществе, может произвести «переоценку ценностей» и открыть для себя преимущества, которые таит в себе её невостребованная женственность.

 

Как справиться с завистью?


1.Если вы замечаете, что испытываете зависть по отношению к какому-то человеку,
задумайтесь над тем, что конкретно вызывает зависть. Наличие у него какой-то вещи или привлекательного для вас качества (открытость, доброжелательность). Оцените себя по этому качеству, которому завидуете. Насколько вы, например, открыты и доброжелательны? Развивайте в себе это качество. Благодаря зависти к человеку вы сами можете стать лучше. Если зависть вызывает обладание какой-либо вещью, то задумайтесь над тем, что человек сделал для того, чтобы её получить, и что делаете вы. Как вы можете, например, стать обладателем дорогой статусной машины, если ничего для этого не делаете, не стремитесь зарабатывать больше, не ищете более высокооплачиваемую работу?


2.Если вы замечаете, что ваш ребенок завидует другим детям, злится на них, конфликтует, развивайте его ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, культивируйте в нём ощущение «я – хороший», тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. Конечно, хвалить нужно за то, что есть на самом деле. В любом поощрении опирайтесь на реальные стороны личности вашего ребенка, иначе он почувствует фальш. Если ребенок будет относиться к себе с любовью, то отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят, что он замечательный, и будет верить в то, что в его жизни будет благоприятное будущее, в котором будет всё, что ему нужно.

3.Зависть идет от сравнений себя с другими. Как формируется завистливость в человеке? Ему с детства твердят: «Вот посмотри, как Катя хорошо слепила грибок»; «Вот Паша отличник, а ты всё с «тройки» на «четверку» перебиваешься». Тем самым ребенок учится сравнивать себя с более успешными (в понимании его родителей) детьми, от сравнений его неуверенность только растёт. А ведь когда сравнивают с другими, не говорят про их недостатки (про то, что Катя, например, жуткая трусиха; а у Паши нет друзей, потому что всё время занято учебой), и у ребенка возникает впечатление, что все остальные дети лучше него. И в этот момент в его душе поселяются обида, злость, зависть. И лучше от этого никому не становится. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос счастливым, не ставьте ему в пример других детей, пусть он берет примет с вас. Будьте доброжелательны к другим людям, великодушны, открыты и не считайте, что у кого есть. А если вы беспокоитесь за будущее своего ребенка, то так и скажите, без сравнений его с другими. 

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35