Главная Для твоих родителей Советы психолога "Яркое" поведение трудного ребенка
21.05.2011
Просмотров: 1599, комментариев: 0

"Яркое" поведение трудного ребенка

«Чтобы сделать детей хорошими, нужно сделать их счастливыми», - сказал когда-то Оскар Уайльд. Сегодня мы постараемся разобраться с темой воспитания «трудных детей», что значит быть трудным ребенком, почему так происходит и что можно сделать в этой ситуации.

 

Трудный ребенок – это ребенок, в воспитании которого встречается ряд трудностей, причем эти трудности как будто бы создает сам ребенок. «Трудный ребенок» – говорят про детей, которые не ходят в школу, преступают закон, бродяжничают, проявляют неуважение к взрослым. Кто-то в полной мере является трудным, а про кого-то родители так говорят, потому что их сын или дочь периодически не слушается. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин: медико-биологических, педагогических и психологических. Этим ребятам трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. Общее у этих детей то, что они нарушают правила поведения, касается это внутрисемейных правил, школьных или общественных. По какой причине дети нарушают правила, не выполняют своих обязанностей?

«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе, - детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи-восьми лет», – утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский.

От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. Ребенок видит, как соблюдают какие-то общественные нормы и правила его родители. Всегда ли поведение родителей соответствует их словам, всегда ли они делают то, чему учат ребенка. Как правило, причины «трудного поведения» лежат в области научения, ребенок так привык жить, такому отношению его научили, исключение составляет разве что какое-либо психическое заболевание. Конечно, велико количество «трудных детей» в семьях неблагополучных, в семьях алкоголиков, преступников, и причины тут абсолютно ясны – дети просто не знают другой жизни.

А вот почему встречаются трудные дети в семьях благополучных, живущих в достатке? Часто происходит так, что, строя карьеру, многие родители забывают про своих детей. Проводят круглые сутки на работе, «откупаясь» щедрыми подарками, а ребенок, между тем, усваивает только одну мысль - «работа важнее меня». И начинают привлекать к себе внимание «яркими» делами. Ребенок разумно рассуждает: если он будет хорошо учиться, то родители воспримут это как должное и не будут менять свой стиль жизни, а вот если он совершит что-либо нестандартное, преступное, то внимание к его персоне будет зашкаливать, с ним будут разговаривать! Да - ругать, да - читать нравоучения, но с ним будут заниматься. Конечно, такая логическая цепочка выстраивается у ребенка подсознательно, и, если спросить напрямую, он, как правило, отвечает «не знаю», «захотелось», и это на самом деле будет так.

Третья причина трудного поведения – протест по отношению к чрезмерному контролю. Здесь ситуация такая, что гиперопекающие родители буквально не дают ребенку возможности ничего решить самостоятельно, за него все предопределено - как жить, что есть, что носить, куда поступать, где проводить выходные и каникулы. И в этой ситуации единственным выходом, по мнению ребенка, является сломать существующие устои и тем самым продемонстрировать, что его такая жизнь не устраивает. А поскольку ребенку всегда нужна поддержка, то так часто дети из хороших семей «попадают в плохую компанию». Этот факт позволяет родителям задуматься о том, а что в этой компании ребенка привлекает больше, чем в своей семье?

Вне зависимости от причин трудного поведения ребенка родителям можно порекомендовать следующее:

Отнеситесь к проблеме ребенка прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка. Часто родители думают, что «это он назло», что так просто ребенку изменить свое поведение. Постарайтесь посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Не забывайте, что ребенок в какой-то степени - наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ему. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы ребенка.

К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда нелегкое, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество ребенка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Затем отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И наконец асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества ребенка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного ребенка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Наконец будьте оптимистичны! («У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена»).

 

 

Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г.Сыктывкара.

 

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35