Время играть
Современные родители спешат как можно раньше начать обучение своего ребенка. Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно. Чуть ли не с рождения детей учат читать, считать, обучают иностранному языку и многому другому. Однако такая преждевременная интеллектуальная тренировка может нанести вред эмоциональному развитию и благополучию малыша. Ведь она лишает ребенка возможности проходить все этапы развития. Очень часто, не наигравшись вволю в раннем детстве, дети наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой. Всему свое время, а дошкольный возраст – это возраст игры.
Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в игре. Именно игровая деятельность является ведущей, именно в ней формируются все необходимые свойства психики, нервной системы и мозга, именно в игре ребенок познает мир.
Также ребенок обучается полноценному общению со сверстниками. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых, некая репетиция, которая закладывает прочный фундамент их дальнейшей успешности, готовит к учению и труду. В игре ребенок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей.
Кроме того, игра может выступать как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Так, если ребенок боится уколов и других медицинских манипуляций, играя «в больницу», он избавляется от своих страхов.
Многие родители, понимая полезность игры, не видят необходимости лично участвовать в ней. А ведь игра помогает установить теплые отношения с ребенком. Часто родители просто не знают, как это делать. В игре уступайте лидерство ребенку. Не пытайтесь ничему научить. Даже если вы абсолютно убеждены, что делать надо по-другому, согласитесь с ребенком. Не поправляйте ребенка и не спорьте с ним во время игры. Важно творчество и экспериментирование, а не готовый продукт. Пусть в вашей игре автомобили летают, а лошади разговаривают. Ведь внимание и тактичное отношение к детским играм - лучшее выражение любви к ребенку.
Начиная с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком различные повседневные ситуации – такие, как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. При этом вы можете не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший «кукольный театр». Пусть это будут простые сюжеты (например, как собачка пришла в гости к зайчику, они здороваются, пьют чай, а затем прощаются), со временем начинайте их усложнять. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие «представления», а через некоторое время начинают увлеченно показывать их сами.
Обязательно дайте малышу возможность побывать в роли мамы или папы, вообще в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нем. Ведь для эмоционального развития ребенка очень важно, чтобы он умел отождествлять себя не только с тем, кого любят и о ком заботятся, но и с теми, кто заботится о других.
Начиная с трех лет можно попробовать разыгрывать с малышом сюжеты детских книжек и мультиков, в первую очередь, тех, которые ему очень нравятся. Сначала воспроизводите в игре лишь те события, которые вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик у малыша (например, как волк гонится за зайцем и не может его поймать), и постепенно усложняйте игру, добавляя новые ситуации и сюжетные ходы.
К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо, то целенаправленно проигрывать эмоционально сложные для ребенка жизненные ситуации.
Непременный спутник детства - игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. По возможности разнообразьте игрушечный мир своего малыша. Особое внимание обратите на кукол. Играя с куклой, ребенок видит в ней человека, проявляет по отношению к ней свои первые чувства. Поэтому постарайтесь найти для него игрушки с разными эмоциями на личиках: радость, смех, удивление, избегайте злобного или плаксивого выражения лица игрушки. Детям часто свойственно копировать выражение лица и поведение своих «подопечных». Поэтому подумайте, прежде чем покупать ребенку игрушку, наделенную ярковыраженным агрессивным характером. Также не стоит дарить детям злобных роботов и монстров.
Игры с куклами и мягкими зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Мягкие игрушки хороши еще и тем, что они успокаивают и дают ощущение комфорта, столь необходимое маленькому ребенку. Всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, так как современный мир насквозь пронизан техникой. Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.
Увлечение одними только военными игрушками часто приводит к освоению жизненных моделей вражды, агрессии, соперничества и противоборства. Если ваш сын постоянно просит купить ему игрушки «военной серии», вам стоит присмотреться, как и во что он играет, и попытаться понять, откуда идет это пристрастие. Быть может, он находится в ситуации соперничества в детском саду, и ему надо самоутвердиться с помощью «военных» игрушек. А может, он смотрит слишком много мультиков, в которых все стреляют и борются друг с другом. Важно понять, в чем дело, и постараться расширить мир игры вашего ребенка.
Большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое. Часть надоевших старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».
Елена Савельева, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г. Сыктывкара.