Телемания и ее последствия
Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу – по этому поводу существуют разные мнения. Одни родители считают, что мультфильмы, детские передачи способствуют развитию крохи, формированию его мировоззрения, помогают познавать мир. Позиция других мам и пап основывается на том, что телевидение вредно для еще не сформировавшейся психики ребенка, подвергает испытанию его неокрепшее зрение и что просмотр телепередач надо свести к минимуму.
По данным ЮНЕСКО, 93 процента детей 3–5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, т.е. около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Такое время-препровождение порой вполне устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое.
Однако долгое сидение у экрана телевизора может повлечь за собой весьма печальные последствия для здоровья ребенка и отрицательно сказаться на его психическом развитии. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», родители и педагоги все чаще жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, им необходима логопедическая помощь. Если в середине 70-х годов прошлого века дефицит речи наблюдался у 4 процентов детей, в наше время 25 процентов четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии.
Но причем здесь телевизор, компьютер? Есть ли разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница есть.
Речь – это не подражание чужим словам и запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте идет только в живом непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включается в диалог. Речь, пассивно исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей», поэтому маленькие дети предпочитают молчать, а изъясняться криками или жестами.
Но речь – это не только средство общения, но и средство развития мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний.
В последние время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, концентрации внимания на каком-либо занятии.
Маленькие дети почти всю информацию воспринимают в виде образов. А что смотрит большинство наших детей? Ежегодно исследуя перечень любимых мультфильмов у детей, я с некоторой горечью замечаю тенденцию смотреть западные мультфильмы. Некоторым детям даже непонятен смысл добрых советских фильмов, на которых воспитаны нынешние 30-летние молодые мамы и папы.
Герои современных иностранных мультфильмов, которые так любят смотреть дети, - это существа, которые на вид неприятны, страшны, они не способны чувствовать боль. Чему они учат? Вспомните детский мульт-фильм «Аленушка и братец Иванушка», какими милыми, красивыми показаны Аленушка и ее братец, как мелодично звучит их речь. И сравните, например, с Симпсонами. Как безобразны лица героев этого семейства, какая неприятная, грубая речь. Женщин в мультфильмах все чаще показывают не скромными и романтичными, а сильными, даже порою агрессивными. Так в мультфильме «Шрек» главная героиня сначала поет, потом от ее пения погибает птичка, впоследствии она же убивает лягушку, змею… Образ заботливой, скромной мамы подменяют жестокой женщиной.
Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Закон развития психики ребёнка заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым.
Современные дети рано приобщаются к компьютеру. Уже с дошкольного возраста они играют в компьютерные игры. Хорошо, если это развивающие игры, но, к сожалению, детям интереснее «стрелялки», где присутствуют стрельба, кровь, жестокость. В силу своих психологических особенностей дети не сразу могут выйти из виртуального пространства. Например, известен случай, когда ребенок играл в компьютерную игру «Гарри Поттер», а затем решил сам попробовать полетать на щетке с окна девятого этажа. Этот случай едва не стал трагедией, хорошо, что в комнату к мальчику вовремя вошла мать. У детей нет понимания того, что жизнь дается человеку один раз. Ведь на экранах герои компьютерных игр так легко убивают друг друга, убитый герой падает, потом оживает, встает и идет дальше.
Советы родителям:
- Ограничивайте просмотр телевизора и сидение за компьютером.
- Смотрите его вместе, анализируйте, комментируйте то, что показывают на экране.
- Подчеркивайте отсутствие реализма в увиденном (разве человек может так летать?), страдание жертв агрессии (это должно быть больно, не так ли?)
- Нежелателен просмотр боевиков. У ребенка формируется представление о том, что сила и способность убивать – главная ценность в жизни.
Наталия ШЕЛГАНОВА, педагог-психолог.