Строим отношения в коллективе.Советы для сотрудников
Отношения в коллективе можно условно поделить на три вида.
Формальные,деловые
Все отношения между коллегами подчиняются одному принципу «нас объединяет только работа». В подобном коллективе доминирует нейтральное общение, отсутствует принцип совместного празднования значимых дат. Сотрудники знают друг о друге только основную информацию: возраст, образование, иногда семейное положение. Если возникают конфликты на работе, то они, как правило, связаны с рабочей задачей, с соперничеством по достижению каких-либо целей. Да и эти конфликты в подобном коллективе возникают редко, сплетен практически нет.
Эмоционально-прохладные отношения между сотрудниками имеют следующие достоинства: на работе человек выполняет только работу – его мало волнует взгляд других людей на себя, он не участвует в группировках и выяснении отношений; недовольство работой может возникнуть только на фоне заработной платы и объема труда.
Подобный стиль взаимодействия более характерен для мужских коллективов и коллективов очень крупных компаний с большим штатом сотрудников.
Неформальные
В коллективе, кроме общения по поводу рабочего процесса, принято общаться на личные темы, рассказывать о своих бедах, проблемах, семейных неурядицах. Для таких коллективов характерно совместное проведение досугового времени, обращение на «ты» вне зависимости от возраста и должности.
Вместе со степенью близости между сотрудниками пропорционально возрастают личные претензии, конфликты и сплетни. В данном коллективе рабочие задачи плавно перетекают в уровень личных просьб и наоборот. А поскольку личные границы сотрудников в таком коллективе более проницаемы, то и манипулирование сотрудниками вероятнее. Подобный стиль взаимодействия характерен для женских коллективов или для небольших коллективов, расположенных в одном-двух кабинетах (коллективы различных отделов, например).
Смешанное взаимодействие
В зависимости от ситуации сотрудники таких коллективов прибегают или к деловому стилю общения, или к неформальному. То есть когда-то решают рабочие вопросы в рабочем порядке, а когда-то на уровне личных просьб. Вот это самое «когда-то» и приводит к тому, что сотрудники начинают испытывать тревогу, потому что не понимают, как им себя вести. Поэтому подобные отношения в коллективах являются самыми неудачными. Данный стиль взаимодействия является самым распространенным и во многом зависит от позиции руководителя.
Попадая в тот или иной коллектив, каждый сотрудник сам для себя выбирает стиль взаимодействия с коллегами: придерживаться ли ему неформального общения, принятого в коллективе, или нейтрально взаимодействовать с другими, опасаясь манипуляций.
Как выработать комфортный для себя стиль общения?
1. Примите себя таким, какой вы есть. Не пытайтесь подделаться под коллектив: если все свободно рассказывают про свою личную жизнь, а вам этого делать не хочется, то и не нужно идти против своих желаний. Если начинаются активные расспросы относительно вашей жизни, можете сказать, что вы не готовы отвечать на вопросы о семье или отшутиться.
2. Если вас просят об одолжении выполнить чью-либо работу, в случае вашей готовности сделать это, организуйте процесс передачи дела официально. Если у вас нет возможности выполнить работу – откажите в корректной форме.
3. Если возникла конфликтная ситуация с кем-либо из коллег, задумайтесь о том, какие интересы у вас и у вашего коллеги пришли в столкновение. Обсудите ситуацию, постарайтесь прийти к сотрудничеству, в котором вы будете решать
общие задачи.
4. Если вас пытаются втянуть в распри, сформировать с вами «дружбу против кого-то», а вы этого не хотите – держите нейтралитет. Не поддерживайте разговоров с обсуждением ваших коллег, меняйте тему или молчите, станьте в этом плане скучным собеседником.
5. Если вы попали в коллектив с деловым стилем общения, а вам хотелось бы побольше задушевных разговоров, примите ситуацию такой, какая она есть. Не пытайтесь изменить стиль взаимодействия у всех окружающих вас людей. В коллективе было принято деловое общение до вашего появления, редко когда коллектив меняет форму общения ради интересов одного сотрудника. Скорее, они избавляются от «белой вороны». Задумайтесь над тем, чего вам на самом деле не хватает, и восполните это в своей личной жизни, найдите плюсы в деловом общении между коллегами.
6. Будьте приветливы со своими коллегами, если у вас не задался день или у вас плохое настроение – вашим коллегам знать об этом совсем не обязательно. Если вы будете на своих коллег изливать ваши невзгоды, то будьте готовы к тому, что и на вас когда-нибудь это обрушится. И ситуация в коллективе может стать нестабильной и напряженной.
7. Учитывайте мнение ваших коллег, прислушивайтесь к ним в решении рабочих вопросов, в этом и есть смысл коллектива – совместная деятельность людей, объединенных общими целями и задачами. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Однако помните и о своей ответственности, не стремитесь переложить на коллектив свои дела.
В любом случае в построении комфортных для вас отношений с коллегами вам поможет уважение к людям, умение поставить себя на место партнера по общению, мысли о том, что вас с коллегами объединяет общее дело. И от того, как вы вместе это дело организуете, зависит и ваш личный успех.
Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению