25.02.2012
Просмотров: 3049, комментариев: 0

Разница в возрасте

В чем особенность семей с детьми с большой разницей в возрасте, как такая разница влияет на отношения детей между собой и на эмоциональное состояние семьи в целом? В данной статье мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

На данный момент не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой должна быть разница в возрасте между детьми в семье?» Существует несколько мнений на этот счет, в том числе и у специалистов. Однако многие придерживаются позиции, что разница между детьми не должна быть меньше 2-3 лет по той причине, что ребенку до трех лет необходим близкий контакт с матерью для его успешного последующего становления как личности. 

К трем годам, как известно, возникает кризис «я сам», когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности, происходит осознание «Я», складывается отношение к себе. В поведении ребенка возникают упрямство, негативизм, конфликтность, трудновоспитуемость. Тем не менее ребенку, как никогда, именно в кризис нужно мамино внимание, спокойствие и понимание. Поэтому факт рождения брата или сестры в этот период может изменить благоприятное протекание кризиса, мама будет занята совсем не старшим отпрыском, объективно не сможет быть более внимательна к нему и терпима. А это усугубит негативные стороны поведения, что впоследствии отразится на отношении трехлетки к себе, на чертах его характера. Важно помнить, что кризис – это наиважнейший этап развития, от того, как ребенок пройдет кризис, зависит вся его последующая психическая жизнь, его отношение к себе, его ответственность за свои поступки, самостоятельность. Кризис трех лет может прийти позже или раньше означенного в названии времени, ориентироваться следует по изменениям в поведении малыша. 

Следующим будет кризис семи лет, который тесно связан с поступлением малыша в школу. Его начинают оценивать. И хоть сейчас оценки в первом классе не ставятся, а заменяются значками, все равно малыш знает, что «солнышко» - это «5», а «тучка» - это «3». Оценки его достижений влияют на отношение  малыша к себе. В семилетнем возрасте развивается богатая внутренняя жизнь малыша, а с поступлением в школу у ребенка актуализируется чувство одиночества. Именно в тот момент жизни, когда ребенка начинают оценивать другие значимые взрослые (учителя), ему обостренно нужна мамина безоценочная любовь («Я люблю тебя любым, в независимости от твоих успехов и достижений») и внимание. 

Ну и, конечно, когда у старшего ребенка «буйствует» подростковый кризис, рождение младшего может обострить у старшего ощущение ненужности, которое и так сопровождает кризис подросткового возраста. Кроме того, кризис подросткового возраста меняет эмоциональное состояние всей семьи, и рождение младшего ребенка в период «накала страстей» может повлиять на его психическое развитие.

Что же остается? Рождение малыша вне кризисов трех и семи лет, либо это разница между детьми в пять лет, либо больше восьми, но до 11 лет (до начала подросткового возраста). 

Рассмотрим особенности разницы в возрасте между детьми более пяти лет.

1 Ребенок в пятилетнем воз-расте уже способен остаться некоторое время без мамы, находясь при этом сам в эмоционально благоприятном состоянии. Бесспорно, он будет скучать по маме, пока она находится в роддоме, но это не будет депрессивным состоянием (как, например, у двухлетнего малыша). 

2 Пятилетний ребенок спосо-бен присмотреть за младшим братом или сестрой, когда мама уходит в другую комнату. Пятилетка может дать маме сигнал, если малыш начинает переворачиваться, например, лежа на кровати. Можно просить старшего приглядеть за младшим, это будет способствовать развитию ответственности, заботы, самостоятельности. Однако усердствовать в этом не стоит, перекладывая родительские обязанности. Тем самым можно вызвать протест первого ребенка и злость по отношению к младшему.

3 Если разница в возрасте у де-тей составляет порядка пяти лет, то, подрастая, они будут интересны друг другу. Чем больше разница, тем сильнее различаются игры и интересы. Семилетний и двухлетний ребенок могут играть в «догонялки», «прятки», вместе рисовать, лепить из пластилина, старший (только овладевший чтением) будет с интересом читать младшему, гордясь тем, что он умеет читать.

4 Говоря о разнице больше восьми лет, можно отметить один факт: у ребенка было восприятие себя – «единственного и самого любимого» все его раннее и дошкольное детство. И эта безусловная любовь мамы и папы является фундаментом психологического благополучия в дальнейшей взрослой жизни.

5 Разница в возрасте более 8 лет впоследствии может вызвать сложности в общении детей, если родители занимают пассивную позицию. Сиблингов (родных братьев или сестер) тоже нужно учить взаимодействовать друг с другом, на первых порах (пока младший ребенок еще слишком мал) родители могут придумывать им совместные игры и забавы. Потом, когда у детей будет уже широкий выбор, что делать вместе, родители могут периодически отходить на второй план, общение между детьми будет налажено. Но при этом нужно сохранять общение и досуг всей семьей – для формирования у детей психологического комфорта в семье. 

Конечно, при планировании второго ребенка многие родители руководствуются, скорее, аспектами личного здоровья и материальными возможностями, забывая о психологических особенностях возраста первого ребенка. Однако эти особенности имеют значение для последующего развития старшего ребенка и отношений между сиблингами.

 

Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению

 

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35