Поколение в «памперсах»
Современные дети с малолетства сталкиваются с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. И, возможно, именно поэтому нынешний дошкольник более смелый, раскрепощенный, эрудированный. Но у этой эрудиции есть и обратная сторона. Психологи, педагоги и врачи все чаще и чаще отмечают повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Они часто слишком импульсивно реагируют на самые незначительные, казалось бы, безобидные события. У детей все чаще проявляется быстрая смена настроений: то плачут, то смеются, то капризны, то агрессивны.
Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность детских «шалостей». Драка для наших детей - обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает. Да и родители в наше время сами учат давать сдачу. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений во дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, то есть побежденным. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры.
В эмоциональной сфере отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности. Общество сейчас живет по принципу выживания. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Часто главной ценностью для современного родителя является прагматизм. Этому же вольно или невольно родители обучают своего ребенка.
Дети обучаются рациональному, в том числе и с точки зрения законов детской психики. Раскрепощенность – следствие такого психического рационализма. Количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными. Но это, безусловно, рождает и новые проблемы. Свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств.
Современные дети умны, эрудированны, рано начинают читать, часто на равных общаются со взрослыми, спорят с ними. Но все чаще и чаще ко мне обращаются родители с такими проблемами, как неумение детей обслуживать самих себя (пользоваться горшком, ребенок до детского сада практически ходит в памперсах), отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям, неумение самостоятельно играть, договариваться со сверстниками.
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и негативное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется.
Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей, поэтому в беседе с детьми часто звучат заветные желания детей: «Проводить больше времени с мамой и папой».
Дети не рождаются агрессивными. Они учатся агрессии как одному из способов взаимодействия с окружающим миром. Дети становятся агрессивными, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они чувствуют себя некомфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению друг к другу.
Этим же пользуются создатели компьютерных игр – агрессивные игры более интересны, чем другие. Проблема заключается в том, что, когда дети играют в агрессивные игры и смотрят такие же передачи, они сами становятся агрессивными. Это не происходит внезапно, непосредственно после просмотра передачи или игры, но дети принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в детском саду, школе, семье и даже в будущем на работе человек будет использовать имеющуюся у него модель поведения. Ведь в процессе игры он научился тому, как можно легко справиться с любыми проблемами, и он предпочитает ударить другого, вместо того чтобы обсудить происходящее спокойно.
Тот, кто усвоил агрессивную манеру поведения, настроен на выигрыш: при таком способе решения проблемы всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Нельзя сказать, что видеоигры и насилие на экране непосредственно стимулируют агрессию, но они формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов. Хуже, когда дети в процессе игры сами стреляют, уничтожая других персонажей. Они не всегда понимают, что, хотя и стреляют «понарошку», все равно это жестокость и насилие, которые травмируют их психику и искажают восприятие окружающей действительности. Часто в компьютерных играх умирающие солдаты оживают, а перевернувшаяся машина едет вновь. Таким образом, дети часто не понимают, что самое значимое у человека - это жизнь.
Что же делать? Родители должны объяснять детям, что агрессия – не единственный способ решения проблем. Необходимо подбирать игры и передачи более созидательного характера, не менее увлекательные, но не развивающие агрессию. Взрослые должны объяснить детям, почему неправильно получать удовольствие от того, что на твоих глазах кто-то умирает. Пусть это даже экранный или виртуальный персонаж. Например, можно найти такую видеоигру, в основе сюжета которой кораблекрушение, и задача ребенка – спасти как можно большее число людей. Это было бы интересно для многих. Создателям игр можно придумать самые разные сюжеты, где дети будут соревноваться друг с другом, спасая людей. Это и позитивно, и интересно – требует от ребенка творчества, воображения. А чтобы играть в агрессивные игры, фантазия не нужна: у тебя оружие и ты бьешь, стреляешь, убиваешь. К сожалению, засилие агрессии на экранах компьютеров, телевизоров и в целом в обществе привело к тому, что большинство людей смирились с тем, что это – часть нашей жизни. Но так не должно быть!
Наталия Шелганова, педагог-психолог.