29.10.2011
Просмотров: 1008, комментариев: 0

Мы все разные

В последнее время стало модным говорить о толерантности как об одном из признаков нашего европейского выбора. Как при абсолютизации искренности и честности можно проявлять учтивость и терпимость к тому, что тебе не нравится. Уже практически нет споров о том, отличается ли толерантность от терпимости, и почему нужно терпеть тех, кто отличается от нас, или тех, кто почему-то нам не нравится...

Незнание порой порождает неуверенность, страх и агрессию. Поэтому важно понять, что такое толерантность.
Эта тема возникла не вчера, хотя специальный термин появился относительно недавно. Есть мнение, что толерантность – это веяние Запада, где ее уже довели до абсурда, закрывая некой политкорректностью возможность свободного выражения чувств и мнений. Согласно словарю иностранных слов А.Н.Булыко, «толерантный человек – это человек, способный переносить неблагоприятное влияние каких-либо факторов, терпимый к чужим мнениям, поведению и т.п.»
Много путешествуя по миру, я наблюдаю, как люди в разных странах по-разному относятся к одним и тем же ситуациям.

Например, при остановке автобуса по какой-то причине итальянцы начинают вне себя кричать и требовать продолжения пути. В такой же ситуации в странах Скандинавии люди терпеливо и молча ждут. Что является причиной таких разных реакций? Менталитет страны? Или воспитанность?

Одно и то же поведение людей можно объяснить по-разному. Многие люди исходят из того, что их собственная культура «правильнее», а, попадая в другую страну, видят все неизвестное, в том числе и особенности чужой культуры, в негативном свете.

Мне как педагогу-психологу всегда интересно наблюдать, как играют маленькие дети разных национальностей друг с другом. Ребенку, пришедшему на пляж с родителями, скучно играть одному, и он тут же находит себе сверстника, и вот уже вместе они строят домики из песка, бегают друг за другом, при этом как-то общаются. И даже тот факт, что они разговаривают на разных языках, общению и игре не мешает.

Может, и нам, взрослым, надо учиться у детей? При возникновении какой-либо конфликтной ситуации дети быстрее находят пути выхода из нее. Смотришь, дети уже помирились, а взрослые еще негодуют.

Общению между собой, отношению к окружающим дети учатся у взрослых. Можно сколько угодно рассказывать детям про толерантность, но все будет бесполезно, если рядом они не будут видеть примера толерантного поведения.
Система обучения, как правило, внедряет слово толерантность в школы, проводя  классные часы с детьми, педсоветы, семинары и конференции с учителями. При каждой проверке в школе необходимо показать проверяющим: дети знают, что это такое. И школьники рисуют, пишут, говорят правильные слова. Хотя часто возникают вопросы: «Почему я должен терпеть, зачем вообще нужна терпимость? А как же честность, искренность и открытость?»

На одном из занятий в школе я провела с учениками деловую игру на тему: «Толерантность и мы». Совместными усилиями, обобщив понятия, мы пришли к выводу, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. По мнению детей, люди могут отличаться друг от друга языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах: «Я хороший - ты плохой»; «Я плохой - ты хороший»; «Я плохой - ты плохой»; «Я хороший - ты хороший». Последний вариант - «Я хороший - ты хороший» - как раз отражает позицию толерантного человека.

Ребята выяснили, что толерантный человек с уважением относится к представителям другой культуры, другого народа. Однако, они сами признали, что на деле это не так легко.

Подводя итоги в разговоре о толерантности, я хочу вспомнить одну древнюю притчу: как-то ученик спросил у Конфуция, как следует людям относиться к богам и демонам.  - Никак, - ответил учитель. – Люди еще не научились относиться друг к другу.
Давайте же будем учиться доброжелательно и с пониманием относиться к людям, чем-то не похожим на нас.

Педагог-психолог Наталия ШЕЛГАНОВА, Центр психолого-медико-
социального сопровождения Приморского района Санкт-Петербурга.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35