Кризис взросления
Период интенсивного умственного или физического роста и стремительного взросления в жизни человека называется переходным возрастом. Каждая семья проходит через это, и для каждой семьи этот период сложен, полон неожиданностей и нервных потрясений.
Что это такое?
Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет.
У девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.
Очень важно видеть различие между половым созреванием и взрослением, которые наступают в возрасте 10-14 лет. Помимо полового созревания, которое сопровождается очевидными признаками, дети проходят через изменения внутри себя. В подростковый период дети в корне меняют отношение к родителям. Они желают обрести независимость и освободиться от родительской опеки. В этом возрасте их очень волнует мнение сверстников. Принцип «слушать то, что он говорит, делать так, как делает он» работает на все 100 процентов. Подростки копируют своих сверстников во всем и переживают, если в чем-то им не соответствуют. Такое поведение часто раздражает родителей и приводит к ненужным ссорам и конфликтам.
Переходный возраст психология и медицина признают сложным этапом в процессе взросления. Причём, сколько бы ни длился переходный возраст, его условно можно разделить на три фазы.
Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям.
Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным.
Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования.
Первую фазу переходного возраста у детей условно можно приравнять к младшему подростковому возрасту, а вот постпереходный возраст можно отнести к поре юношества.
Самая важная психологическая задача подросткового возраста - это взросление, которое заключается, в частности, в формировании самооценки, принятии ответственности за себя и свои поступки. В это время формируются отношения с противоположным полом, устанавливается отношение к своей внешности. Многие взрослые люди и не догадываются, что их отношение к себе, своему телу, внешности и характеру возникло именно в подростковом возрасте, отсюда важность переходного возраста, важность стоящих перед ним задач.
В переходном возрасте в организме ребенка происходит значительная перестройка, следствием которой становится раздражительность, перепады настроения, чрезмерная ранимость, утомляемость. В силу того что у подростков еще не сформировалась нервная система и эмоции преобладают над сознанием, они могут срываться по самому незначительному поводу. Утверждая свое право на взрослость, они иногда проявляют упрямство, замкнутость, дерзость. Всякая опека, контроль вызывают резкое недовольство и сопротивление.
Как себя вести родителям?
Со стороны родителей подростку прежде всего необходимы понимание и поддержка, Помните: то, как вы вместе переживете подростковый кризис, повлияет на ваши будущие отношения во взрослой жизни и на отношение вашего ребенка к самому себе.
Подросток нуждается в том, чтобы к нему прислушивались и слышали его. Для этого нужно просто следовать принципам активного слушания. Они совсем несложные:
1. Повернуться лицом к ребёнку.
2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
3. Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
Как правило, ребенок, настроенный на конфронтацию, но не встретивший агрессивного осуждения, постепенно расслабляется и становится более открытым. Убедившись, что взрослый готов его слушать, он будет рассказывать о себе все больше и больше. К тому же активное слушание позволит вам не просто найти с ребенком контакт, но и действительно лучше понять его.
Когда в переходном возрасте подросток начинает себя вести, нарушая нормы поведения, принятые в семье, родительские чувства сильно задеты, и они сообщают об этом ребенку в очень жесткой, подчас откровенно агрессивной форме. Такие эмоции родителей можно понять, но, к сожалению, они не приносят никакого эффекта. Ребенок на это реагирует очень негативно: он прекословит, замыкается, ожесточается. Поэтому вместо отчитываний и прессинга лучше применять подход «Я-высказываний».
Заключается он в следующем:
1. Родители должны описывать свои чувства в ответ на поведение ребенка.
2. Проговаривая проступок ребенка, нужно делать это кратко и касаться только конкретного случая, нельзя переходить на личности, нужно постараться обойтись без сравнений и обобщений.
3. Обязательно нужно сформулировать желательный результат. То есть вместо фразы: «Ну-ка быстро убрал свою постель» лучше сказать: «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
В трудном возрасте подросток активно переключается с внутреннего, семейного мира на внешний. Ему хочется все большей степени свободы, и очень важно ему эту свободу давать. Потому что стремление к самостоятельности и расширению собственной автономности - это нормально и свойственно всем нормальным детям. Скорее вас должно насторожить обратное стремление. Ограничения, конечно, должны быть, но по мере естественного взросления подростка они будут становиться все незначительнее.
Отпускайте вашего ребенка от себя понемногу, у него тоже должна быть своя жизнь, сконцентрированная не только вокруг семьи.
Виктория Кирьянова, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г.Сыктывкара.