И дар, и испытание
Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького Моцарта, выдающиеся успехи Карла Брюллова. Не секрет, что одаренные дети часто становятся великими взрослыми. Но часто бывает и наоборот: люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, биографы Карла Линнея, великого шведского ботаника, отмечают, что в детстве его развитие шло медленно, а известным он стал в 24 года. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А. Крылов. Автор теории относительности Альберт Энштейн в школе учился довольно посредственно.
Часто, если способности ребенка превосходят способности большинства сверстников, его называют одаренным. Однако одаренные дети - это особые дети, и обычные мерки к ним не подходят. Как распознать у ребенка незаурядные способности? Как правило, такие дети обладают общей и познавательной активностью: им интересно всё, что их окружает, они крайне любознательны.
Точно определить наличие одаренности у ребенка можно только под руководством специалиста, но существуют общие характеристики, благодаря которым родители могут предположить, что у них одаренный ребенок.
Ребенок мало спит.
Очень быстро учится читать.
Произносит первое слово в возрасте 6 месяцев.
Произносит первое предложение в возрасте 12 месяцев.
В возрасте 18-24 месяцев может поддержать диалог, пользуясь очень богатым для его возраста словарным запасом.
В 2,5 года учит алфавит и считает до десяти.
Решает простые задачи на сложение и вычитание к 3 годам.
Начиная с трехлетнего возраста спрашивает о значении незнакомых слов.
С раннего возраста задает вопросы «почему?»
Демонстрирует фантазию.
Очень восприимчив к окружающему миру.
Его волнуют вопросы справедливости и нравственности.
Очень наблюдателен, готов к нестандартным ситуациям.
Ребенок энергичен.
Критично относится к себе и окружающим.
Очень внимателен, умеет полностью сосредоточиваться.
Предпочитает общество детей постарше.
У него низкая самооценка и склонность к депрессиям.
На уроках ему скучно, поскольку стандартная учебная программа слишком примитивна для него. Учителям трудно подобрать для него мотивацию.
Погружен в себя, рассеян.
Мышление, скорее, продуктивное, чем репродуктивное: он генерирует идеи.
Чувствует себя странным, считает, что его не понимают.
Он независим, у него характер интроверта.
Как ни парадоксально это звучит, но детская одаренность – непростое испытание как для самого ребенка, так и для его родителей. В норме мозг человека устроен так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте. Так, например, речь наиболее активно развивается в период от полутора до двух лет, а моторика – с года до полутора, потом ее развитие постепенно замедляется, и далее развиваются и совершенствуются лишь специфические тонкие детали. Но иногда какие-то зоны мозга активизируются преждевременно, и та или иная функция, например, механическая память, музыкальные способности или письменная речь, начинают бурно развиваться. Мозг в этом случае работает буквально на пределе своих возможностей, и часто ему не хватает сил для нормального развития других, не менее важных навыков. Именно поэтому одаренные дети часто бывают эмоционально нестабильны, ранимы, нередко по многим показателям отстают в развитии от сверстников.
Но чтобы одаренный ребенок мог нормально расти и развиваться, крайне важно гармонизировать работу мозга, уделяя внимание развитию именно тех навыков, которые даются ему с трудом.
Если вы заметили у своего ребенка признаки, соответствующие одаренности, стоит посоветоваться с учителями или специалистами и следовать особым методикам. Вот несколько общих рекомендаций:
- Разговаривайте с ребенком, играйте с ним. Беседуя о повседневных делах, предлагайте ребенку высказывать свое мнение.
- Реагируйте на интерес ребенка к науке и искусству, помогайте ему развивать способности в этих сферах.
- Вместе с ребенком бывайте там, где он может узнать что-то новое, - в музеях, библиотеках, в местах, где организуются различные мероприятия.
- Не давайте ребенку скучать, стимулируйте его активность, объясняйте, что достижения пригодятся ему в будущем.
- Создайте дома спокойную обстановку, в которой ребенок сможет читать и учиться, помогайте ему делать уроки.
- Поощряйте интерес ребенка к внешкольным занятиям.
Но где проходит граница между одаренностью и посредственностью,
никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот
гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – любви и внимания родителей
требуют и одаренные дети, и дети, которые к этому разряду не относятся.
Елена Савельева, психолог Отделения экстренной психологической помощи населению г. Сыктывкара.