"Нужна ли школьная форма детям?"
Газета «Республика» открывает новую рубрику «За и против». Политики, общественники, ученые, эксперты в своей области будут представлять две точки зрения на заданную тему. Сегодня о том, необходима ли современным детям обязательная школьная форма, рассуждают министр образования Коми Владимир Шарков и доцент кафедры культурологии и педагогической антропологии института культуры и искусства СыктГУ Николай Вокуев.
Владимир ШАРКОВ – за:
Сейчас много споров вокруг ситуации с введением типовых требований к школьной форме. Некоторые считают, что деловая школьная одежда необходима, другим достаточно того, что их ребенок ходит в школу в джинсах и футболке. Перед республиканскими производителями стоит задача сделать школьную форму доступной и безопасной для здоровья детей.
Понимаете, мы не пытаемся одеть всех детей в одну форму, мы хотим привить ребенку культуру ношения одежды делового стиля. Ведь это ему пригодится и в дальнейшей жизни. Он научится выглядеть по-деловому, будет носить ту одежду, которая в том или ином случае уместна. Понятно, что на спортивных занятиях нужно быть в спортивной форме, на уроках – в деловой одежде, гулять с друзьями по улице – в какой-то практичной, на праздники – в нарядной. Посмотрите на работников крупных коммерческих организаций, органов государственной власти – практически все соблюдают деловой стиль одежды: носят брюки, рубашку, пиджак и т.д. И нужно с самого детства объяснять детям, в чем ходить на работу прилично.
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, дисциплинирует человека, сглаживает социальные различия. Ребенок начинает думать больше об учебе, а не о том, во что он одет. Автоматически исчезает проблема: в чем пойти в школу, у детей возникает позитивный настрой на работу, активизируется желание учиться. Деловая одежда помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность к школьному сообществу. И самое главное, школьная одежда экономит время и деньги родителей.
Для нас важно, чтобы школьная форма, произведенная швейными предприятиями Республики Коми, была качественной и безопасной для здоровья наших детей. Медики посчитали, что 20 процентов кожных заболеваний у детей появляется из-за ношения некачественной одежды. Поэтому к данному вопросу мы подошли очень серьезно. Я полностью согласен с тем, что школьная одежда должна быть доступной. Но она же должна производиться в первую очередь из качественных материалов. При ее пошиве республиканскими предприятиями используются сертифицированные ткани белорусского камвольного комбината. Качество и безопасность продукции производители школьной одежды Республики Коми могут подтвердить документами и сертификатами соответствия.
К сожалению, качественная одежда не может стоить копейки, и это тоже приходится учитывать. Но многие родители понимают, что лучше купить вещь качественную, которая не вызовет аллергию, не навредит ребенку, а тогда и не придется в дальнейшем тратить деньги на лечение.
В этом плане наша ситуация в каком-то смысле уникальна: производителям удалось, во-первых, разработать качественную и безопасную школьную одежду, а во-вторых, сделать ее максимально доступной. Преимущество школьной формы из предложенного каталога в том, что можно выбрать только несколько элементов одежды, причем будет соблюден единый стиль, есть возможность сэкономить на некоторых деталях. Школьная коллекция состоит из ряда отдельных моделей, которые хорошо комбинируются между собой. И каждая школа или класс может выбрать для себя оптимальный повседневный вариант. Если дополнить выбранный комплект белой блузкой, декоративным воротником или белым фартуком, ребенок будет выглядеть нарядно, даже празднично.
Пошив школьной одежды производится в соответствии с размерами ГОСТ. В случае если у ребенка нестандартная фигура, производители предлагают индивидуальный пошив. При заказе школьной одежды с февраля по апрель действуют скидки: в феврале и марте – десять, в апреле – семь процентов. Также предполагается продажа школьной одежды с размерным рядом наиболее востребованных образцов в торговых организациях Республики Коми.
Еще один плюс заключается в том, что до сентября 2015 года цена изделий останется на том же уровне, что и сейчас. С поэтапным введением школьной одежды в образовательных организациях Республики Коми предполагается и обновление каталога моделей.
Николай ВОКУЕВ – против:
Защитники школьной формы часто напирают на то, что она стирает визуальные различия между детьми из богатых и бедных семей. Социально-экономическое неравенство – весомый аргумент. По данным исследовательского института Credit Suisse, Россия – впереди планеты всей (за исключением нескольких стран Карибского бассейна) по уровню имущественного неравенства. Только бороться с ним при помощи школьной формы – все равно что кипяточком тушить пожар в многоэтажном доме. Да и в любом случае дети найдут возможность подчеркнуть это неравенство, скажем, при помощи дорогих аксессуаров или гаджетов. К тому же раскол между богатыми и бедными сегодня проходит не столько внутри школы, сколько между школами – для тех, кто готов заплатить за качественные или дополнительные образовательные услуги, и тех, кто не может себе этого позволить.
Еще говорят, что школьная форма позволяет сэкономить деньги. Но при этом обычно забывают, что дети растут не по дням, а по часам, а надобность в другой одежде не отпадает. То есть речь идет не об экономии, а о дополнительной статье расходов.
Стало быть, введение школьной формы – это история вовсе не про неравенство и заботу о малоимущих. Оно очевидным образом вписывается как минимум в два взаимосвязанных тренда. Первый из них – это возрождение советских символов и практик вроде сдачи норм ГТО, причудливо соседствующее с повышением удельного веса РПЦ в обществе и политике. Второй – патернализм государства, за последние годы «заботливо» нагромоздившего столько запретов и норм, что не повернуться. Впрочем, общество в большинстве своем, кажется, радостно приемлет эти инициативы.
Любая норма репрессивна, поскольку огораживает зону, за которой простирается ненормальное или попросту запретное. Школьная форма – частный случай нормы – ограничивает свойственное подросткам стремление выразить свою индивидуальность и смешивает их в единообразную массу. А заодно отбраковывает тех, кто фигурой для ношения формы не вышел. То есть носить-то они ее будут, а вот подчеркнуть или скрыть особенности тела – таких опций в школьной форме не предусмотрено; дальше за дело возьмутся одноклассники, в сознание которых уже вложены представления об уродливом и прекрасном.
Но проблема шире. Повторюсь, в российском обществе сегодня, куда ни сунься, всюду ограничения и запреты. То Рос-комнадзор запретит посещать «вредный» сайт, то депутат в чужую постель залезет – чтобы за рамки дозволенного не выходили. Недавно вот митрополит пошел в суд, возмущенный неконвенциональной постановкой оперы Вагнера. И, конечно же, школа, важный идеологический аппарат государства, не осталась в стороне от этих веяний. Будь то единый учебник истории или исполнение гимна перед уроками – все эти инициативы говорят о заботливо взращиваемых в детях единообразии, стандартах, шаблонах и рамках.
В фильме Алана Паркера «Стена» есть известная сцена, где безликие школьники под песню группы Pink Floyd движутся по конвейеру и падают в огромную мясорубку. Нынешняя ситуация в стране рождает в сознании схожие апокалиптические образы. На фоне экономического кризиса, политической изоляции, войны в соседнем государстве шагают нога в ногу дети. В головах – искривленные представления о патриотизме, единственно верная трактовка истории, основы православной культуры и ненависть к мифическим врагам России-матушки. На устах – гимн Российской Федерации. Шагают невесть куда. И да, на каждом – единая школьная форма.
В конечном счете пресловутая форма сама по себе не такое уж и зло, да и не зло вовсе. Просто это, как пелось в той песне, еще один кирпич в стене.
Начинали с гимнастерок
Годом появления школьной формы в России можно считать 1834-й. Тогда была утверждена общая система гражданских мундиров, в том числе и для учебных заведений. В результате гимназистов нарядили в одежду с уклоном в «милитари»: фуражки, гимнастерки с ремнями, шинели и мундиры (для парадных случаев), гимназисткам достались строгие однотонные платья и фартуки.
После революции, в 1918 году, школьную форму признали пережитком прошлого и отменили. На самом деле немалую роль тогда сыграла экономическая ситуация: покупка единой формы для многих просто была не по карману. Но тридцать лет спустя форму все же решили вернуть, фасоны «срисовали» с дореволюционных. В 1962-м с мальчишек сняли гимнастерки и фуражки, нарядили их в серые однобортные костюмы, а в середине семидесятых серый цвет заменили на синий и фасон сделали помоднее. Девчонки перемен ждали аж до середины восьмидесятых, тогда для них, причем не всех, а только для старшеклассниц, начали шить форменные синие костюмы-тройки. Но ходили в них недолго: прошло всего десять лет, и в 1994 году в России отменили обязательное ношение школьной формы.
Тема возвращения формы обсуждалась много лет, но довольно вяло, пока пару лет назад огня дискуссии не добавил президент страны Владимир Путин, высказавшись за единый стиль одежды в школах. При этом оговорившись, что на федеральном уровне должно быть принято решение о введении формы вообще, а вот за конкретику – какой именно должна быть одежда – пусть отвечают регионы. В регионах поначалу за дело взялись рьяно, и казалось, что в сентябре 2013 года дети пойдут в школу уже «оформленными». Но воплотить идею в жизнь оказалось не так легко, и форму пытаются ввести постепенно с оглядкой на мнение родителей.
http://gazeta-respublika.ru/article.php/76117