«Каждому народу нужен свой язык»
Сегодня «Радуга» беседует с учителем коми языка Еленой Александровной Логиновой, которая преподает в гимназии.
- Когда Вы решили стать учителем и почему?
- Я не хотела быть учителем. Всегда мечтала стать воспитателем в своём родном детском саду. Воспитывать малышей, делать с ними первые шаги. Вообще нравилось возиться с детьми. Когда сама была ребенком, очень часто с сестрами и подругами играла в школу или детский сад. Сложно сказать, почему все-таки решила стать учителем, а не воспитателем.
- Елена Александровна, а почему Вы выбрали преподавание именно коми языка?
- В школе мне всегда нравились предметы гуманитарного направления. А учителей всегда не хватает. Коми язык – это мой родной язык. В университете, где я училась, мне дали отличные знания о нем, и теперь мне хочется поделиться этими знаниями с детьми.
- Что помните из школьной жизни? Вообще школа повлияла на Ваш выбор или Вы стали учителем под впечатлением от учебы в университете?
- Помню, как когда-то всем классом сбежали с урока английского языка. На следующий день нас всех вызвали к директору и отругали. В итоге английский все равно провели, но уже седьмым уроком. Нам это, естественно, не понравилось, и больше мы уроков не срывали.
Прекрасно помню, как проходили уроки русского языка и литературы. Это было захватывающе. Учитель помогала прочувствовать состояние писателей, героев произведений. На ее уроках было необычайно интересно, и даже трудный и большой роман «Война и мир» показался нам увлекательным.
- Сколько Вы уже работаете школе?
- В Коми национальную гимназию я пришла сразу после окончания университета, 1 сентября 2010 года. Когда училась на 5-м курсе, подрабатывала в Максаковской школе. Преподавала коми язык.
- Волновались перед первой встречей с классом?
- Да, волновалась. Была в каком-то напряжении. До сих пор помню тот день. Прозвенел звонок. В класс заходят дети с огромными букетами. Садятся за парты и внимательно слушают меня. В классе полнейшая тишина. Я запомнила взгляд своих учеников. Они следили за каждым моим движением, сказанным словом. Чтобы немного разрядить обстановку, я рассказала что-то смешное, класс захохотал, и напряжение спало.
А первого урока я совсем не боялась, потому что была подготовлена к нему психологически и методически на сто процентов.
- Вам нравится Ваша работа?
- Я провожу в школе большую часть времени. Поэтому работаю с удовольствием. Мне нравится педагогический коллектив. Коллеги очень доброжелательны, помогают мне, если возникают трудности. А с детьми всегда интересно, и все они хорошие – это не зависит от их успеваемости. Я считаю, как бы ребенок плохо ни учился, его всегда можно заинтересовать. Это и есть работа учителя.
- Какие трудности преподавания связаны именно с особенностями вашего предмета?
- Самая большая трудность – отсутствие необходимых учебников по коми языку. Часто приходится искать информацию в коми газетах и журналах. Большое спасибо хочется сказать моим коллегам, которые разработали учебники для 5-6 классов. Сейчас ими пользуется не только наша гимназия, но другие школы Сыктывкара.
- Чем обучение в Коми национальной гимназии отличается от обучения в простой школе?
- В Коми национальной гимназии большой уклон делается на изучение языков. Дети учат не только русский, коми и английский языки, но и финский. Для детей большинство мероприятий проводится на коми языке. Часто школьники готовят такие мероприятия самостоятельно. На уроках музыки ребята поют коми песни. В нашей гимназии есть ансамбль «Горадзуль», который знают даже за рубежом.
- Как дети относятся к коми языку? Есть ли у них интерес и желание его изучать?
- У детей есть желание изучать коми язык. Они целенаправленно выбрали эту школу. Как-то я спросила их: «Нравится ли вам коми язык?» Большинство ответили: «Да!»
«Этот язык важен для меня. Это мой родной язык. Он красивый и звучный» или «Мне нравится изучать коми, потому что на нём говорят мои родные. Каждому народу нужен свой язык».
Конечно, не все школьники с таким энтузиазмом относятся к изучению языка, они объясняют это тем, что коми для них очень трудный.
Юлия ЛЕГОТИНА, фото автора.