Артём Зайнапов: "Есть цель быть успешным в своей профессии"
Он молод, умён, активен и заразительно оптимистичен. Его любят ученики, уважают коллеги, им восхищаются окружающие. Но главное его достижение это умение заинтересовать ребят, вдохновить их на множество полезных дел. Сегодня в гостях у «Семейного круга» молодой преподаватель истории сыктывкарской школы №16 Артём Галимжанович Зайнапов.
- Артём Галимжанович, довольны ли вы вашей профессией?
- Я с 14 лет мечтал стать учителем истории, поэтому школа для меня - не место, где я пережидаю время в поисках лучшей работы. Могу сказать, что я доволен тем, чем занимаюсь. Хотелось бы только возвращения авторитета учителя в обществе, как в советские времена, а то сейчас педагог превращается лишь в продавца образовательной услуги.
- Что вам даёт работа в школе?
- Пространство для развития, бурю эмоций, причём самых разных, общение, да и жизненный опыт, который невозможно получить больше нигде.
- Где находите информацию для собственного развития?
- В сети интернет можно найти различные полезные сайты. Часто на помощь приходят старшие коллеги. Хочется сказать, что мне повезло с моим коллективом в школе. К тому же по совместительству я занимаюсь научной деятельностью в университете. Это тоже солидный багаж знаний и опыта.
- Молодой учитель – это плюс, как вы считаете?
- Конкретного ответа у меня нет. Молодой учитель приходит в школу с новыми силами, со свежим взглядом, но, с другой стороны, у него нет опыта, нет авторитета. Поэтому часто возникает много сложностей. Лично я не думаю, что в возрасте дело. Причина – человеческие качества, открытость. Учителя должны быть такими, к которым хочется забежать на переменке, поговорить о чёмнибудь, с которыми хочется просто дополнительно общаться. Когда ты открыт человеку, я думаю, тебе всегда ответят взаимностью, и возраст тут никакой роли не играет.
- Как считаете, что нужно для успешной работы молодого учителя?
- В первую очередь – желание работать. Участие старших коллег, стремление найти и создать нечто новое, собственное. И конечно, способность любить детей, ведь без этого работать в школе просто невозможно.
- Вас когданибудь называли «учителем от Бога»?
- Называли, и родители, и даже кое-кто из ребят. Хотя мне кажется, что формулировка «учитель от Бога» в головах детей появляется со временем. Я по своему личному опыту могу сказать, что понимание важности работы учителя приходит именно тогда, когда ты уже окончил школу, когда ты прожил какой-то период без этих родных и любимых людей, достойных восхищения.
- А вам есть чему поучиться у своих воспитанников?
- Конечно. Сегодняшние школьники очень мобильны, они с какой-то лёгкостью шагают по жизни. Глядя на них и я двигаюсь вперёд. Нередко ученики подкидывают идеи, которые мне кажутся интересными. Главное, нужно уметь слышать и чувствовать мальчишек и девчонок.
- Самый запоминающийся урок в вашей жизни?
- Честно сказать, я не могу выделить какой-то особенный урок. Помню своё первое появление в школе, взгляды учеников, полную тишину на уроке. Дети меня так подробно рассматривали, словно через сканер проверяли. А я очень волновался, было как-то неловко и немного даже страшно.
- Ваше жизненное кредо?
- «Жить по совести» - есть такая житейская мудрость. Думаю, сейчас мало людей живут по этому принципу. А ведь это очень важно, и каждому стоит задуматься, прежде чем поступать так или иначе. Также я стараюсь никогда ни о чём не жалеть. Каждый гениален в этой жизни по-своему! Нужно стараться найти в себе и в окружающих какую-то «изюминку»! Быть оптимистом и с добрыми эмоциями смотреть на мир!
- От чего в жизни устаёте больше всего?
- Как ни странно, но от детей иногда очень устаю. От их безудержной энергии, бури эмоций... Ведь мне как учителю необходимо всё это направить в нужное русло, а с современными школьниками подчас бывает очень непросто. Когда прихожу домой, я минимум час ни с кем не разговариваю, это помогает прийти в себя после школьной суеты. От умственной же нагрузки мне никогда не приходилось уставать, мне никогда не надоедал «рабочий процесс». Я люблю свою работу, люблю людей, которые рядом со мной, и уставать от этого, я думаю, мне не придётся!
- Без чего или же без кого не смогли бы прожить и дня?
- Без своих любимых людей: родителей, друзей. Они придают мне силы, дают уверенность в завтрашнем дне.
- Среди учителей суще ствует конкуренция?
- Конкуренция существует везде, в любой профессии, в любой сфере деятельности. На мой взгляд, именно она часто выступает мотивом к самосовершенствованию. Учитель же - та профессия, которая требует честной конкуренции.
- Почему, на ваш взгляд, в учительской среде преобладают женщины?
- Мужчины не умеют терпеть, а работая в школе с детьми необходимо иметь это качество. Важно научиться ждать, ведь здесь вы не увидите результат уже завтра, он может прийти только с годами, а может, только после школы ученик осознает, что на самом деле дал ему учитель. Хочу отметить, что работа в школе - это огромная эмоциональная перегрузка, а мужчины и эмоции – часто вещи несовместимые.
- В школе вы были… (продолжите фразу)?
- Активным учеником, участвующим во всех школьных концертах, капустниках, КВНах и т.д. Любил самодеятельность. Даже думал выбрать более творческую профессию: актёра или певца. Хотя творческие способности и учителю не помешают.
- В какую историческую эпоху хотели бы жить?
- Уж поверьте, только в свою. Общество любит идеализировать прошлое, но на самом деле в прошлом было много жестокости. Просто не было СМИ, которые бы разносили всё это по всему земному шару.
- Хотелось ли быть похожим на когонибудь из героев прошлого столетия?
- Наверное, нет. Я хочу быть, прежде всего, самим собой, стать настоящим, без притворства, а это в современном мире часто бывает очень трудно.
- Каким вы представляете свой идеальный день?
- Это тёплый майский день. На работу только к 10.00, значит, я успею позавтракать вместе с семьёй. На завтрак обязательно свежевыжатый апельсиновый сок, бутерброды с сыром, фруктовый салат и горячий кофе, приготовленный в турке. Прихожу в школу, дети все готовы к истории, а главное, я вижу в их глазах интерес к моему предмету. Класс, в котором я классный руководитель, провёл учебный день без происшествий. Ужин, непременно с семьёй, долгожданный отдых и мечты о возможности свершить ещё «тысячу» добрых дел.
- Как проводите свободное время?
- К сожалению, свободного времени у меня не так много, но если оно появляется, то обязательно встречаюсь с друзьями. Ещё люблю поэкспериментировать на кухне: готовлю десерты, а могу даже пирог испечь.
- Принимаете ли участие в конкурсах профессионального мастерства?
- Второй год работы в школе прошёл под эгидой «Участвуй везде»! Осень 2013-го – это победа в конкурсе «Самый классный классный». Зима–весна 2014-го – победа в конкурсе «Педагогический дебют». Апрель 2014-го – участие в республиканском конкурсе «Учитель года».
- Если бы у вас была воз можность узнать своё будущее, вы бы решились на это?
- Нет, конечно! Ни в коем случае! Можно думать о будущем, о том, что ждёт тебя впереди, но знать его и жить с тем, что «это» будет именно так, а не иначе – нельзя! Смысл жизни тогда теряется!
- Ваша сегодняшняя мечта?
- Создать семью и получить степень кандидата исторических наук. Есть цель быть успешным в своей профессии. Только понятие «успех» у меня своё собственное. Хочу, чтобы дети, с которыми я работаю, понимали значимость моего предмета. Естественно, я прилагаю и буду прилагать все усилия к этому.
Беседовала Галина
МИНАЕВА.
Фото из личного архива
Артёма ЗАЙНАПОВА.