Железные дороги воевали, как фронты!
С начала Великой отечественной войны железные дороги Советского Союза прошли этап бурного развития, который определил их дальнейший прогресс на несколько десятилетий вперед. На момент начала военных действий на территории СССР железнодорожная сеть заметно отличалась от сети европейских государств.
В пятилетку, предшествовавшую войне правительство страны уделило большое внимание индустриализации и параллельному развитию транспортной системы, однако, военные действия внесли свои коррективы в планы мирного развития и потребовали новых организационных и технических усилий от всех звеньев железнодорожного транспорта.
Военные условия эксплуатации железной дороги сильно отличаются от мирного режима перевозок. Железные дороги в годы войны приняли на себя нагрузку, немыслимую для обычного режима эксплуатации, а необходимость транспортного обеспечения и связи тылового производства в театром военных действий привела к активизации строительства новых станционных путей, развитию вагонного и локомотивного парка, усовершенствованию подвижного состава и методов обработки грузов.
Главная трудность, с которой пришлось столкнуться железнодорожникам с начала военных действий – неравномерная пропускная способность станций и дорог по пере удаления на восток.
Для преодоления этих трудностей железнодорожникам приходилось на немыслимые в мирное время приемы: организацию «живых блокировок» из цепей сигнальщиков на особо напряженных участках пути, осуществлять движение поездов с интервалами до пятисот метров, практически сплошным потоком, перевести поездные бригады на особый режим, при котором машинисты управляли поездом не на отведенном им плече, а до на всем протяжении маршрута.
Огромная нагрузка пришлась на участки дорог в прифронтовых полосах – там осуществлялись переброски войск вдоль линии фронта, составы приближались к передовой на предельное расстояние, чтобы доставленная техника могла уходить в бой едва ли не с платформ.
По мере развития наступления Советской Армии на освобожденных территориях начиналось немедленное восстановление рабочего ритма, приведение в порядок хозяйства, которое страдало от бомбардировок, партизанских действий во время использования железных дорог оккупационными силами.
Огромное напряжение военного времени дало сильнейший толчок развитию железных дорог в послевоенный период, когда внесенные новшества начали активно применяться в повседневном режиме.
Источник: http://www.pro-rzd.com