24.06.2013
Просмотров: 1791, комментариев: 0

Тайны заброшенных рудников

обеиз

 

 Год назад, летом 2012 года, с участием подростков 5-11 классов разных школ города Инты прошла поисково-краеведческая экспедиция по увековечиванию памяти жертв политических репрессий «Обеиз-2012».

Группу юных исследователей истории возглавила Наталья Анатольевна Киселева, педагог дополнительного образования. Основной целью экспедиции, организованной республиканским фондом жертв политических репрессий «Покаяние», стало обследование каменного карьера Обеиз на красивейшей реке Приполярья – Кожим. 

 

Подготовка участников экспедиции началась с получения теоретических знаний и практических навыков. Во-первых, это знакомство с районом похода: изучение рельефа местности, климата, растительности и сбор сведений о лагпункте Кожим-Рудник по  разным источникам. Во-вторых, ребятам необходимо было научиться ориентироваться по компасу, оказывать первую медицинскую помощь, выполнять правила хранения и транспортировки продуктов. Подготовка к преодолению естественных препятствий – труднопроходимого леса, болот, водных преград – отразилась на выборе туристического снаряжения. Была определена методика опроса старожилов и местных жителей для сбора воспоминаний. Распределены туристские должности в группе: штурман, казначей, медик, фотограф, летописец, дежурный по кухне.

Следующий этап, экспедиционный, начался 18 июня. Кроме руководителя, в экспедиции приняли участие 10 школьников. Это учащиеся средних школ №5, №9 и лицея №1 г. Инты.Была определена нитка маршрута: г.Инта – ст.1952 км Кожим-Рудник – хр.Обеиз – руч. Пальник-шор – руч.Ошъель, – р.Сывь-Ю – увал Сыл-бок-Чугра – руч.Нертнечаель – р.Кожим – ст.Кожим – ст.Кожим-Рудник – г.Инта.

 

 

 

Интересны и познавательны выписки из дневника экспедиции, отчёт, о которой был отправлен в фонд «Покаяние». 

 

18 июня. Из Инты на юг в 12.20 отходит пригородный поезд Инта-Печора, который останавливается на станции Кожим-Рудник. От Кожим-Рудника до гор – 25 км, но нас подвозит Владимир Александрович Комиссаров. На хребте Обеиз действует его предприятие по добыче малинового песчаника. Разработка этого сырья началась ещё в годы Великой Отечественной войны силами заключенных. Вахтовка за полтора часа доставила нас до седловины хребта Обеиз. В 16.00 приступаем к обустройству лагеря: выбираем места для палаток, копаем яму для мусора. Жара не даёт уснуть, а ещё нужно привыкнуть к аккомпанементу комаров и оводов. 

 

 

 

19 июня. Знакомство с лагерными объектами, находящимися на водораздельном болоте в верховьях ручья Ошъель. В 40-е годы здесь действовал лагерь. По сей день видна колючая проволока, колеи от автомашин, заросшие строения. Сам лагерь находился на болоте. Работать заключенные ходили на хребет Обеиз. Видимо, здесь же оставляли весь инструмент. 

  

20 июня. Нужно найти место захоронения заключенных и составить его схему. В ходе предыдущих экспедиций его обнаружить не удалось. Мы нашли только 8 могильных провалов в травяном ельнике. На пути от тракторной дороги к месту захоронения подготовлена большая яма прямоугольной формы со сторонами 2 на 3 метра. 

  

21 июня. Наша цель – карьер, поиск и фотографирование орудий труда заключенных. Обнаружили: огромные разбитые кувалды, металлические клинья, пласты металла, штыковые лопаты, расколотые, но не вывезенные плиты. Процесс работы был таковым: на камень наносилась разметка, затем накладывалась полоска металла, приставлялся металлический клин и с помощью ударов кувалды вгонялся камень. Расстояния между клиньями разные, от 8 до 15 см. На нескольких кувалдах стоит клеймо «ГИ 8». 

  

22 июня. Сегодня объектом нашего исследования выступает ручей Пальник-шор. Туристы нашего города Инты, бывавшие здесь в 80-е годы, рассказывали, что у ручья встречали остатки строений, поросшие березняком. Ручей неглубокий, запросто можно перейти на другой берег. Прошли километр. Встречаем ветровал, но никаких следов строений. 

 

23 июня. Сворачиваем лагерь. Убираем место стоянки. Сегодня нам предстоит перейти реку Сывь-Ю. В 13.30 выходим. В 16.30 мы на Сывь-Ю. Ниже тракта хорошая стоянка занята геологами из Санкт-Петербургского Института нефти и газа. Уходим вверх по течению. Здесь тоже есть поляна для палаток, каркас для бани и кострище. Обустраиваем лагерь. Вечером идем знакомиться с геологами. В лагере только водитель – интинец Владимир Серов, остальные на маршруте. 

  

24 июня. Сегодня нас интересует «шпалорезка», это ответвление дороги в сторону Кожима на увале Сыл-бок-Чугра. Дорогой пользовались в 40-е годы для заготовки древесины на шпалы. От нашей стоянки до нее 3 км... Во второй половине дня идем на мраморный карьер. Здесь добывали черный с белыми прожилками камень. Плитами с этого карьера облицованы колонны городской поликлиники №1. Вечером организуем баню и купание на Сывь-Ю. 

  

25 июня. Нужно осилить самый большой участок пути – переход к железнодорожному мосту через реку Кожим, 16 км. Устали. Кроме обустройства лагеря в замечательном месте для стоянки сил ни на что не хватит. 

 

26 июня. Задача дня: поиск старой ветки железной дороги. В первые годы ввода железной дороги в эксплуатацию поезда зимой ходили прямо по льду Кожима. На другом, правом берегу она просматривается. Выходим напротив неё и пытаемся проследить дорогу на этом берегу. Поиск затрудняется тем, что поверх старой дороги отсыпана новая. Старая железная дорога теряется под отсыпкой для опоры ЛЭП. Вечером уходим в поселок Кожим-Рудник в поисках старожилов. Встречаем Усольцеву Надежду Степановну, ей около 60 лет. Она рассказала нам о старом кладбище на берегу Кожима, ниже моста по левому берегу. 

 

27 июня. Ранний подъем, чтобы успеть на утренний поезд. Он приходит в Кожим-Рудник в 10.20, в Инту в 11.40. На вокзальной площади нас встречает машина национального парка «Югыд ва» и довозит до города. 

За время экспедиции обследован каменный карьер Обеиз, проведена фотофиксация. В краеведческий музей переданы экспонаты с хребта Обеиз: кувалда и клинья. Обнаружено место массовых захоронений заключенных, составлена схема, осмотрено место «шпалорезка» на увале Сыл-бок-чугра. Найдена старая ветка железной дороги, по которой ездили составы в годы Великой Отечественной войны, проведена фотофиксация, опрошены старожилы г.Инты и поселка Кожим-Рудник, уточнены данные по захоронению на левом берегу р.Кожим ниже моста. 

Ребятам поход очень понравился, и в следующем году они хотят снова поучаствовать в такой экспедиции. А сейчас они заняты обработкой собранных материалов, подготовкой докладов, планируют участвовать в городских краеведческих конференциях. И, вероятно, в республиканских. Надо же поделиться своими открытиями!

Владислав КАРАКЧИЕВ.

Фото участников экспедиции.

  

Историческая справка

Ещё с XIX века территория современного Интинского района привлекала внимание людей благодаря своим запасам каменного угля. Геологические исследования на реках Интинского района (Нече, Шарью, Большой Инте, Адзьве, Косью) начались ещё в царской России (интерес к углям проявляли Северное пароходство и шведская акционерная компания «Стела Поляре»).
К 1924 году относится открытие Кожимского угольного месторождения профессором А.А.Черновым. В 20-е годы XX века разведка угля велась геологами с привлечением местного населения. В это время на реке Кожим существовало лишь одно поселение – деревня Кожимвом, основанная в 1917 году.
С 1930 года работы на реке Кожим стали вестись и силами заключенных. В 1942 году в Кожимском лагпункте содержалось 150 заключенных, в 1945 – 700, в середине 1948 – 900. Они прокладывали железную дорогу на Кожимском участке, добывали строительный камень. После 1954 года лагерь в Кожиме был ликвидирован. В настоящее время поселок Кожим-Рудник закрыт, жители переселены в Инту.

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35