Не "просто круглая балалайка"…
Пять сотен лет назад этот музыкальный инструмент звучал всюду: на рыночных площадях, в крестьянских избах, царских палатах. И грусть, и веселье делили люди с маленькой певуньей. Сегодня же не каждый русский человек знает, как она выглядит. Наша героиня не только многое знает о домре, но и отлично играет на этом инструменте. Знакомьтесь, Ксения Юркевич из Сыктывкара.
– Ксюша, скажи, пожалуйста, почему из такого многообразия музыкальных инструментов ты выбрала именно домру?
– Наверное, потому что о ней мало кто знает. А значит, у меня есть возможность быть не такой как все, знать и уметь немного больше, чем остальные. Например, балалайка известна каждому, о скрипке и фортепиано слышали даже маленькие дети, а домру ещё и не всякий взрослый человек назовёт. А ведь это очень интересный русский народный инструмент с богатой историей! И голос какой у домры – звонкий, схожий с пением бегущего весеннего ручья. А всего-то – округлый корпус и узкий длинный гриф, вдоль которого натянуты три струны.
– Как ты познакомилась с историей этого инструмента и какое оно, прошлое домры?
– Мне захотелось узнать, откуда появилась домра, и я заглянула в интернет. Там и нашла интересную статью о ней. Оказывается, родом домра из древнего Египта. Инструмент под названием «танбур» проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье. Кстати, и сейчас в тех далёких странах, расположенных на пути купеческих караванов, существуют инструменты, похожие на домру, как родные братья. У грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у казахов – домбра. Вот какая большая родня у скромницы-домры.
На Руси лёгкий, маленький и очень звонкий инструмент пришёлся по душе скоморохам. Но судьба его была непростой. В 1681 году царь Алексей Михайлович издал указ уничтожить все инструменты на которых играли скоморохи, так как они высмеивали самодержца перед народом. Почти на двести лет умолкла народная любимица. И лишь в конце XIX века на севере России в заброшенной деревне на пыльном чердаке избы случайно был найден инструмент с округлой формой корпуса.
Никто из местных жителей уже не помнил ни его названия, ни назначения. К счастью, он попал в руки музыканта Василия Андреева. Как раз в ту пору он собирал и изучал старинные русские инструменты, мечтая собрать из них оркестр. Именно по этому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, которая с тех пор совершенствовалась из поколения в поколение.
– Скажи, а трудно учиться играть на этом инструменте?
– Домра – это струнный щипковый инструмент. Играют на нём не «бряцанием» всей руки, как на балалайке, не защипывают струны, как на гитаре, а маленькой пластиночкой – медиатором – пробуждают каждый звук. Кстати, в старину народные музыканты мастерили эти пластинки из рыбьей косточки. Научиться играть не очень сложно, хотя первое время могут и мозоли появляться, но они быстро проходят.
– Каков твой репертуар и какую музыку тебе нравится играть больше всего?
– Этот музыкальный инструмент обладает особенным, неповторимым звучанием. Мастера и виртуозы исполняют на нём произведения любой сложности и разного направления: от народной и классической музыки до обработок современных и эстрадных композиций. Благодаря самобытному тембру домры они приобретают особый колорит. Мне больше нравится исполнять народную музыку, ведь домра является, прежде всего, русским народным инструментом.
– В конкурсах принимаешь участие?
– Стараюсь. Мне нравится выступать перед публикой. Это возможность показать свои способности, других талантливых ребят посмотреть. С каждым выступлением приобретается опыт. Несколько раз выезжала на конкурсы в Коряжму. Часто принимаю участие в городских конкурсах исполнителей на народных инструментах. Бывает, выступаю в составе ансамбля домристов. Но сольно играть мне нравится больше. В оркестре немного скучно, выражать свои эмоции не получается. А сольно я могу мимикой, движениями тела, головой «подыгрывать» сама себе. Это очень помогает передать настроение музыки.
– Перед выступлениями волнуешься?
– Совсем немного. Но это проходит, как только беру в руки инструмент. Он помогает справиться с волнением и раскрыться перед зрителями, поэтому всегда показываю всё, чему научили меня педагоги в музыкальной школе.
– Твоё увлечение помогает тебе в жизни?
– Благодаря занятиям я становлюсь усидчивой, ведь чтобы научиться хорошо владеть инструментом, нужно долго и серьёзно заниматься. Также музыка развивает мою фантазию, образное мышление, умение видеть и чувствовать мир вокруг. Упражнения для координации и беглости пальцев на занятиях улучшают навыки письма. Уроки в музыкальной школе воспитывают внимание, память, дисциплину, умение свободно держаться на сцене. Разные музыкальные дисциплины расширяют кругозор и дают много интересных и полезных знаний о культуре.
– Чем ещё увлекаешься?
– У меня много увлечений, мой день расписан по минутам. Рукоделие, танцы, пение. Очень люблю читать, немного занимаюсь спортом, нравится лёгкая атлетика. Музыка же занимает одно из главных мест в моей жизни. Возможно, повзрослев, выберу для себя профессию, связанную с моим сегодняшним увлечением. У домры богатое прошлое, интересное настоящее и возможности для её будущего развития огромные. Очень хочется, чтобы на вопрос: «Знаете ли вы музыкальный инструмент домру?» никто бы не сказал: «Знаем, это такая балалайка, круглая только», чтобы о скромной домре знали и взрослые, и дети.
Беседовала Галина Минаева.
Фото из личного архива Ксении Юркевич.